БЕСПЛАТНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ С ЮРИСТОМ! 8-800-350-84-13 (доб. 146)

+7 499 577-00-25 (доб. 146)

+7 812 425-66-30 (доб. 146)

Приказы Минтранса о тахографах в 2020 г.: кому нужно устанавливать, сроки, штрафы

Время чтения: 6 минут

Тахограф – это прибор, который устанавливают на транспортном средстве для записи информации о маршруте его движения, остановках, скорости и прочих параметров. Он необходим для контроля за режимами труда и отдыха водителя ТС, а также для фиксации особо важных технических показателей. Записанная информация хранится в зашифрованном виде. Законодательные акты, в том числе приказ Минтранса 36 о тахографах, устанавливают требования к оборудованию им автотранспорта.

Нормативно-правовая база

Установка и работа тахографов регламентируется несколькими действующими нормативными актами. Из них 3 основных:

  • Закон 196 – ФЗ от 10.12.1995, с последними изменениями – требования по безопасности ДД;
  • Приказ Министерства транспорта № 36 от 13.02.2013 г, вступивший в силу 01.04.2013 г. – основной документ;
  • Приказ Минтранса РФ № 273 от 21.08.2013 г. – порядок оснащения приборами автомобилей.

И дополнительные:

  • КоАП РФ, где прописана ответственность за езду без тахографа;
  • Правила проведения техосмотра ТС, где установлены категории авто, проверяемые на наличие оборудования;
  • Правила дорожного движения, раздел 26, где установлены временные рамки для управления и отдыха.

Приказ минтранса 36

Документ содержит следующие основные требования:

  • к оборудованию;
  • к установке его на автомобили определенных категорий и видов;
  • к его обслуживанию;
  • к контролю за его работой.

В РФ могут использоваться 2 типа приборов, сделанных в соответствии с:

  • стандартом ЕСТР – это европейская система тахографии, имеющая в основе стандартизацию ISO. Таким прибором должны оборудоваться только ТС выезжающие за границу;
  • отечественными законами – СКЗИ – система, разработанная для использования ее исключительно на внутреннем рынке РФ. Оборудование с ним не должно вывозиться за пределы РФ. Устройство накапливает информацию и осуществляет ее криптозащиту.

Для их работы каждому водителю требуется специальная карточка, фиксирующая в приборе его данные. Карты водителя ЕСТР и СКЗИ разные и не могут использоваться на обоих приборах.

Обратите внимание! Штраф за езду без карты тахографа достаточно существенный!

Приказ минтранса 273

В документе указаны:

  • категории автотранспорта, которые требуют обязательного оснащения тахографами;
  • порядок установки приборов на транспорт.

Согласно приказа, прибор необходимо ставить на ТС всем ЮЛ и ИП, а также физическим лицам, работающим на автомобилях с массой более 3,5 т.

А именно:

  • М2, М3 – пассажирские авто, перевозящие более 8 человек;
  • N2 – грузовые автомобили весом от 3,5 до 12 т;
  • N3 – грузовые машины более 12 т.

Внимание! Установка тахографа на ТС категорий М2, М3, выполняющие регулярные рейсы по маршруту, требуется с 01 июля 2020 года.

Оснащение прибором автотранспорта должно происходить в соответствии с Правилами их обслуживания, установленным в приложении № 4 к приказу Минтранса № 36.

Отвечает за установку владелец транспортного средства. Проводится она в специализированных мастерских и включает следующие действия:

установка прибора ⇒ активация, вместе с блоком СКЗИ ⇒ настройка ⇒ опломбирование

Изменения в приказе в 2020 году

В конце 2020 года в приказы, регламентирующие работу данного оборудования, были внесены изменения. Они направлены на устранение ранее выявленных недочетов и ужесточение требований.

Тахограф с 01 ноября 2020 года следует ставить на весь транспорт категорий M и N вне зависимости от формы собственности, работающий на коммерческой основе.

Таким образом, физические лица, имеющие в собственности ТС, работающее в качестве коммерческого, должно оснастить его тахографом.

Внимание! Городские автобусы, принадлежащие ЮЛ и ИП, необходимо оборудовать тахографами до 01.07.2020 г.

Срок установки прибора на грузовой автомобиль, принадлежащий физическому лицу, привязан к его экологическому классу (приказ Минтранса № 273):

  • для категории N3 (грузовики массой более 12 т)

 

экологический класс не определендо 01.03.2020 г.
класс евро-3 (от 0 до 3)до 01.06.2020 г.
класс евро-4 и выше (более 4 класса)до 01.09.2020 г.
  • для категории N2 (грузовые авто с массой 3,5 – 12 т)

экологический класс не определендо 01.12.2020 г.
класс евро-3 (от 0 до 3)до 01.03.2021 г.
класс евро-4 и выше (более 4 класса)до 01.06.2021 г.
  • для категории M3 (автобусы с массой более 5 т)

экологический класс не определендо 01.11. 2020 г.
класс евро-3 (от 0 до 3)до 01.02.2020 г.
класс евро-4 и выше (более 4 класса)до 01.05.2020 г.
  • для категории М2 (автобусы с массой менее 5 т)

экологический класс не определендо 01.08.2020 г.
класс евро-3 (от 0 до 3)до 01.11.2020 г.
класс евро-4 и выше (более 4 класса)до 01.02.2021 г.
принадлежащее многодетной семье и используемое для перевозки ее членовдо 01.01.2022 г.

Исключения из закона о тахографах

Теперь рассмотрим на какие ТС оборудование устанавливать не нужно.

Не требуется оснащение им следующих автомобилей:

  • предназначенных для проведения международных перевозок и оснащенные специальной карточкой, согласно ЕСТР (европейский образец);
  • троллейбусы, изготовленные для перевозки пассажиров и грузов;
  • автотранспорт, работающий в строительстве, коммунальном и дорожном хозяйстве (уборка улиц);
  • автотранспорт органов государственной власти, ФСБ, МО, МВД;
  • автомобили скорой медицинской помощи, противопожарный транспорт, машины для инкассации;
  • категорий N2 и N3, принадлежащий сельскохозяйственным предприятиям, для перевозок внутри территории регистрации ТС или соседних;
  • учебные машины;
  • авто возрастом более 30 лет, при условии оригинальности комплектующих и использовании его не для предпринимательской деятельности.

Перечень, однако, постоянно корректируется в связи с различным толкованием законодательных актов органами ГИБДД.

Сложность вызывает вопрос – нужен ли тахограф на спецтехнику? Специальной называют ТС, имеющие точное назначение для конкретной сферы применения. Это, например, автоэвакуаторы, техника для уборки дорог или сельхозмашины. Весь этот транспорт исключен из перечня и на него не требуется устанавливать тахограф, в том числе и на автокран.

Штраф за отсутствие тахографа в 2020 году

В конце 2020 года были внесены изменения в КоАП РФ, где полностью переработана ст. 11.23. Административному наказанию теперь подвергается:

  • водитель, управляющий ТС – в размере от 3 до 5 тыс. руб.;
  • должностное лицо, выпускающее авто – от 7 до 10 тыс. руб.;
  • ИП – от 15 до 20 тыс. руб.;
  • юридическое лицо – от 25 до 50 тыс. руб.

Но, необходимо отметить, что должностные лица получат штраф за тахограф, если выпустят автотранспорт без него. Если же он сломался после отъезда из парка, наказание не может быть применено.

Если же будет установлено, что водитель управляет личным автомобилем без установки требуемого оборудования, для предпринимательской деятельности, он будет привлечен к ответственности за еще одно нарушение – предпринимательскую деятельность без регистрации по ст. 14.1 КоАП РФ.

Наказание – штраф от 0,5 до 2 тыс. руб.

Обратите внимание! Штрафы за отсутствие тахографа в 2020 году значительно выросли!

На какие транспортные средства нужен тахограф

Транспортные средства, требующие обязательной установки тахографа, перечислены в приложении № 2 Приказа Министерства транспорта № 36 от 13.02.2013 г. Ими являются:

  • автобусы любой массы, имеющие более 8 мест для пассажиров;
  • грузовые автомобили, чья масса более 3,5 т.

Обратите внимание! С 01.11. 2020 г. не имеет значение, кто владеет ТС – юридическое или физическое лицо.

 

Исходя из вышесказанного, обоснован вопрос нужен ли тахограф на Газель? Ее максимальная масса может быть менее 3,5 тонн, но важна не только она.

Тахограф нужен:

  • если Газель используется в качестве автобуса с количеством мест от 8;
  • если Газель грузовая и используется в предпринимательской деятельности по перевозке грузов;
  • если Газель имеет массу более 3,5 т;
  • если ТС владеет ЮЛ или ИП.

Тахограф не нужен:

  • если грузовая Газель имеет массу менее 3,5 т и не используется для ведения предпринимательской деятельности;
  • если Газель является личным транспортом физического лица, не занимающегося коммерческими грузовыми или пассажирскими перевозками.

Установить тахограф на грузовые авто, в число которых входит ГАЗ 53, необходимо обязательно! Это грузовой автомобиль с разрешенной массой более 3,5 т, используемый для коммерческой деятельности.

Нужен ли тахограф при коммерческих перевозках на личном транспорте

В действующей редакции приказа № 36 установлено, что с 01.11. 2020 г. у физических лиц, владеющих автотранспортом категорий М2, М3 N2 и N3 появилась необходимость устанавливать тахограф.

Таким образом законодатели закрыли ранее существовавшую возможность работать без тахографа на личном транспорте.

Поэтому, отвечая на вопрос – нужен ли тахограф на личный транспорт можно ответить:

  • да, если транспорт используется для коммерческой деятельности;
  • нет, если он применяется для личного пользования (например перевозка стройматериала себе на дачу).

Последнее, однако, доказать достаточно сложно. Специалисты советуют иметь при себе чеки о покупке перевозимого груза и иные документы на него.

Блок СКЗИ и сроки его установки

Блок СКЗИ является обязательно частью тахографа, работающего на территории РФ. Это российская разработка, осуществляющая криптографическую защиту информации. Вывоз с территории РФ, как самого блока, так и приборов им оснащенных, запрещен.

Все тахографы должны быть им оснащены. Отсутствие такого блока приводит к невозможности работы оборудования. Любой сертифицированный тахограф на территории РФ имеет СКЗИ.

Использование тахографа, не имеющего данный блок, будет расценено правоохранительными органами, как отсутствие тахографа. Из этого вытекают указанные ранее штрафные санкции к водителю и должностными лицам.

 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector