Что необходимо знать о буксировке транспортных средств

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5
Загрузка...
Время чтения: 7 минут

На трассе нередко возникают ситуации, когда транспортное средство (ТС) в силу технических неисправностей совершает вынужденную остановку. Сломанный автомобиль создает помеху остальным участникам движения, и перевезти его можно только с помощью другой машины. Правила буксировки транспортных средств – достаточно сложная тема, поэтому на практике автовладельцы не всегда знают, что нужно делать.

Буксировка транспортного средства

Общие правила транспортировки

Алгоритм буксировки ТС регламентирован Правилами дорожного движения (раздел 20). Базовые понятия, которые нужно знать, следующие:

  1. Буксирующий автотранспорт (тягач) – тянет другую машину.
  2. Буксируемое ТС – находится позади ведущей машины.

Управлять тягачом можно при наличии водительского стажа не менее двух лет (п. 20.2 (1) ПДД).

Ответ на вопрос,  разрешено ли перевозить людей в буксируемом и буксирующем автомобиле, зависит от вида транспорта. В салоне легковой машины, которую тянут, могут находиться пассажиры. Если буксируют грузовик, наличие пассажиров допускается в салоне, но не в кузове.

Сцепка между авто бывает гибкой или жесткой. В первом случае ТС соединены тросом либо канатом. Во втором случае обе машины скрепляются специальным приспособлением с повышенной жесткостью – треугольником, металлической штангой и так далее.

Один из нюансов относительно того, как правильно буксировать, касается дистанции между машинами:

  • на гибкой сцепке – от 4 до 6 м;
  • на жесткой – не более 4 м.

Если расстояние недостаточное, водитель буксируемого ТС будет лишен обзора; если слишком большое – высока вероятность отклонения траектории движения транспортируемой машины.

Для минимизации проблем при транспортировке оба автомобиля должны иметь специальные проушины (однако даже при наличии всех креплений буксировка в гололедицу запрещена). Помимо проушин, нужно использовать надежный стальной трос длиной 4-6 м, с карабинами. Желательно, чтобы сцепка растягивалась. Это обеспечит хорошую амортизацию, так как при буксировке возможны рывки. Обычный трос в таких условиях может порваться, повредить бампер, фару.

Часто между водителями возникает дискуссия по поводу того, нужна ли категория Е для буксировки автомобиля. Всё зависит от массы транспортируемого объекта. Если общий вес буксируемого ТС превышает 3500 кг, категория Е требуется.

Световые предупреждающие сигналы

Световые приборы при буксировке на гибкой сцепкеБуксируемое ТС должно быть хорошо заметно в общем трафике. Для этого используют световые сигналы.  К сожалению, не все водители знают, кто должен включать аварийку при буксировке, но этот нюанс является одним из самых важных. Аварийная сигнализация (при ее неисправности на задней части авто крепят знак аварийной остановки) используется на машине, которую тянут.

К тому же с 2019 года действует правило, по которому на всех движущихся ТС должны быть включены дневные ходовые огни/ближний свет фар/противотуманки. Когда осуществляется буксировка в темное время суток, используют габаритные огни.

Допустимый скоростной режим

Скорость транспорта не должна превышать установленное ограничение. При этом учитывается интенсивность движения, особенности и состояние тягача и транспортируемого авто, метеорологические условия.

Так как дистанция между автомобилями небольшая, нужно внимательно следить за дорожной обстановкой. Ключевое значение имеет вид сцепки и опыт водителей.  Максимальная скорость при буксировке неисправного автомобиля – 50 км/ч (п. 10.4 ПДД). Причем правило распространяется на все участки дороги – в населенных пунктах и вне их. Нужно выбирать такую скорость движения, чтобы в полной мере контролировать транспорт и в случае опасности избежать аварии.

Особенность буксировки заключается в том, что в процессе участвуют сразу два водителя. Оба должны знать, с какой скоростью можно буксировать автомобиль. В противном случае ждёт штраф или куда хуже – ДТП.

Скорость

Когда буксировать нельзя

В некоторых ситуациях поможет только эвакуатор. Итак, буксировка запрещена:

  • При гололеде – усложняется управление исправным автомобилем, также становится труднее обеспечивать устойчивость машины, которая сзади (лучше использовать частичную погрузку).
  • При неисправной тормозной системе и рулевом управлении у буксируемого транспорта –при первом же маневре машина может оказаться в кювете, высок риск столкновения объектов. Не запрещается буксировать автомобиль с неисправными тормозами при частичной погрузке на специальную платформу.
  • Когда фактический вес буксируемого транспорта «без тормозов» на 50% превышает массу тягача.
  • При использовании гибкой или жесткой сцепки для буксировки мотоцикла без коляски – двухколесная конструкция неустойчива на дороге.

Также запрещена буксировка двух и более транспортных средств.

С помощью гибкой сцепки

Буксировка автомобиля на гибкой сцепкеНа дорогах часто можно увидеть, когда один автомобиль соединен с другим тросом. Это буксировка на гибкой сцепке. Самый распространенный вариант, но не очень безопасный. Трос по умолчанию находится в ТС вместе с аптечкой и огнетушителем. С помощью специальных креплений фал цепляется за задний бампер тягача и за переднюю часть неисправной машины.

Правила буксировки автомобиля на гибкой сцепке следующие:

  • в буксируемой машине должен находиться водитель;
  • расстояние между ТС 4-6 м;
  • на тросе должны быть светоотражающие знаки.

Если специального каната под рукой нет, водители часто используют кусок парашютной стропы.

Чаще всего буксировка требуется, когда невозможно запустить двигатель. Соответственно, про усилитель тормозов даже речь не идет. Длина буксировочного троса должна быть оптимальной. Если он короткий, водитель буксируемого авто может «догнать» тягач. Когда трос слишком длинный, возникают сложности при вхождении в повороты.

Как вы относитесь к автомобилям с механической коробкой передач?

Использование жесткой сцепки

Буксировка на жесткой сцепкеСуществует более надежный вид буксировки, который связан с использованием неподвижных (в основном металлических) приспособлений. Они бывают разной конструкции. Самые простые элементы монтируются в одном месте, более сложные – закрепляются в нескольких точках. Это необходимо, чтобы обеспечить движение буксируемого авто на прямом участке дороги по одной траектории с тягачом.

Основные правила буксировки на жесткой сцепке:

  • водители за рулем обоих ТС;
  • расстояние между машинами – до 4 метров;
  • отсутствие пассажиров в буксируемом транспорте.

На автомобиле, который тянут, нужно включить зажигание. Это страховка, чтобы не сработала механическая блокировка руля при повороте.

Используя жесткую сцепку, следует помнить, что трос нужно обозначать предупредительными сигналами. Это флажки или щитки размером 200 х 200 мм с нанесенными по диагонали красными и белыми полосами шириной 50 мм.

Буксировка на жесткой сцепке автомобиля без водителя разрешена, когда повторяется траектория буксирующего транспорта при движении (п. 20.1 ПДД).

Метод частичной погрузки

Буксировка методом частичной погрузкиТянуть транспорт также можно с помощью специальных конструкций. Яркий пример – частичная погрузка. Понадобится грузовой «ведущий» автомобиль и кран, который будет связующим звеном.

Буксировка методом частичной погрузки имеет ограничения:

  • в буксируемой машине и кузове тягача не должно быть людей;
  • запрещена транспортировка авто с неисправной тормозной системой, кроме случаев, когда масса «ведомого» ТС в два раза меньше тягача.

Главный элемент при частичной погрузке – это специальная платформа с двумя колесами. С её помощью закрепляется передняя часть авто, для самостоятельного движения используются только задние колеса.

Правила буксировки автомобиля гласят, что длина жесткой сцепки не должна превышать 4 метров.

Буксировка машины с АКПП

Современные автомобили оснащены автоматической коробкой передач. Это облегчает управление транспортом.

Если в роли тягача выступает авто с АКПП, буксировку следует осуществлять на скорости не более 40 км/ч. Лучше использовать жесткую сцепку. Когда необходимо тянуть полноприводное авто с АКПП, оптимальный вариант – частичная погрузка. В таком случае ехать на буксируемом автомобиле запрещается.

При транспортировке авто с автоматической коробкой передач и работающим двигателем нужно:

  • залить максимальное количество трансмиссионной жидкости;
  • разблокировать рулевое управление (повернуть ключ в замке зажигания);
  • установить селектор коробки передач в нейтральное положение;
  • контролировать температурный режим трансмиссии;
  • вовремя делать остановки для охлаждения узла.

Иногда приходится буксировать машину с неработающим двигателем. Если тягачом выступает авто с АКПП, не следует использовать повышенные передачи. В идеале начинать движение со 2, при достижении 3000-3500 оборотов плавно переходить на L. Желательно соблюдать плавный ход. Динамическая нагрузка увеличивает массу авто в несколько раз.

Тянем грузовик

Буксировка грузового автомобиляПеревозка грузовика осуществляется с помощью транспорта одинакового по массе. Когда речь идет о габаритных и тяжелых машинах, особенно важно соблюдать ПДД и нормы безопасности.

Буксировка грузовых автомобилей осуществляется с применением жесткой сцепки. Скорость движения должна быть минимальной. Прежде чем тронуться, водителям стоит договориться о сигналах для различных ситуаций.

Движение начинается плавно, без рывков и резкого торможения. За рулем обеих машин должны находиться водители с правами категории C.

Ситуация с мотоциклами

Двухколесный транспорт запрещено тянуть с помощью гибкой или жесткой сцепки. Такая конструкция не отличается устойчивостью на дороге. Буксировка мотоцикла возможна, если он оснащен боковым прицепом. Фактически транспорт становится трехколесным и уже способен поддерживать необходимую скорость движения.

На автомагистрали

Автомагистраль – участок, где наблюдается высокая интенсивность движения. Любая поломка в таких условиях доставляет неудобства участникам движения. Правилами дорожного движения не запрещена буксировка на автомагистрали. Главное условие – транспортные средства должны ехать со скоростью не менее 40 километров в час.

Санкции за нарушение правил буксирования

Штраф за нарушение правил буксировкиОтветственность за нарушение правил буксировки установлена в статье 12.21 КоАП. Речь идет об административном предупреждении или денежном взыскании. При повторном несоблюдении норм закона наказание ужесточается. Штраф за нарушение правил буксировки механических транспортных средств составляет 500 рублей.

Например, тягачом управляет лицо, которое имеет водительский стаж только один год. За это нарушение норм КоАП предусмотрено административное наказание.

Ещё ситуация: буксировка без предупредительных сигналов на тросе. Для обозначения каната недостаточно использовать красные тряпки, материал должен обладать светоотражающим эффектом.

Нельзя буксировать машину с прицепом при наличии знака «Движение с прицепом запрещено».

Авария при буксировке

ДТП при буксировкеВ большинстве аварий с участием тягача и буксируемого авто виновником выступает водитель машины сзади (ст. 10.1 ПДД). Во избежание ДТП автомобилистам лучше заранее оговорить схему торможения.  Водителю буксируемого транспорта нужно внимательно следить за действиями тягача. Например, если впереди авто кратковременно тормозит, это значит, что вскоре будет совместная остановка.

Важно правильно выполнять смену полосы движения. Первым перестраивается авто, которое находится сзади. Потом совершает маневр и тягач. В противном случае буксируемому авто не хватит места на соседней полосе.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комментариев: 0
  1. Светлана

    Не знала, что существуют настолько жёсткие критерии, да об этом в случае необходимости и не задумывается никто.

Добавить комментарий