В грузовиках и автобусах часто можно встретить устройство под названием тахограф (бортовой самописец). С его помощью ведется четкий контроль над деятельностью водителя: с какой скоростью осуществляется передвижение, соблюдается ли маршрут, насколько оптимально соотношение работы и отдыха. Уникальным ключом, который идентифицирует лицо, управляющее транспортным средством, является карта водителя для тахографа. Это своего рода активатор прибора.

Карта водителя для тахографа

Назначение устройства

Тахограф (не топограф!) нужен, чтобы записывать параметры движения, правильно распределять труд и отдых водителей. Информация сохраняется в блоке устройства или на карте. При этом данные обязательно шифруются.

Нормативно-правовые акты, которые регламентируют использование тахографа и его монтаж, следующие:

Теперь о назначении прибора. Изначально тахограф был призван обеспечить баланс между отдыхом и работой водителей, что способствовало бы сокращению аварий на дороге.

В настоящее время устройство фиксирует важные технические показатели при передвижении технического средства (ТС).

Что такое чип-карта водителя-международника, можно узнать, ознакомившись с Европейским соглашением о работе экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР). Также в документе указано, что въезд на территории стран Евросоюза авто, поставленных на учёт в ГИБДД после 16 июня 2010 года и не оборудованных цифровыми тахографами, запрещён. Установив данный прибор, можно свободно передвигаться по территории всего Евросоюза.

Если представитель дорожной полиции остановил машину, на которой должен быть тахограф, он вправе проверить исправность прибора, защитную пломбу, узнать, имеется ли личная карта водителя для тахографа. Такой мониторинг осуществляется с помощью именного чипа сотрудника ГИБДД, который вставляется в считыватель оборудования.

Как работает

Тахограф радиоформата (в магнитолу)Прибор состоит из нескольких компонентов:

  • датчика скорости, который фиксирует движение автотранспорта и пройденное расстояние;
  • аккумулятора, за счёт которого ведется учёт данных;
  • бортового устройства, контролирующего режим работы и отдыха водителя.

Логично возникает вопрос, для чего нужна карта водителя для тахографа.  Чтобы записывать данные в память оборудования от импульсного датчика скорости. Он находится в трансмиссии и включается при запуске двигателя. Информация сохраняется в памяти оборудования и цифровой карте шофёра.

Чтобы полученные сведения были корректными, выгружать отчеты желательно не реже одного раза в месяц.

Рассмотрим, как осуществляется работа тахографа с картой водителя:

  1. Управляющее ТС лицо вставляет индивидуальную карту для прибора в соответствующий слот устройства. Система потребует ввести PIN-код. На экране тахографа появится Ф.И.О. владельца карты. Если система не отображает данные, нужно обратиться в сервисный центр.
  2. Выбрать режим “Отдых” или «Работа».
  3. После ввода информации можно начинать движение. При этом тахограф сам запустит режим “Вождение”.
  4. При остановке автоматически или вручную включается режим «Отдых».

После того как рабочая смена окончена, чип-карта для водителя-дальнобойщика может быть извлечена. Для этого следует нажать на соответствующую клавишу.

Виды приборов

Круглый тахографВ продаже можно найти тахографы круглые (помещаются в гнездо спидометра) и приборы радиоформата (в автомагнитолу). По типу действия они бывают цифровыми и аналоговыми (электронно-механическими). Последняя разновидность постепенно теряет популярность, так как считается устаревшей, плюс уступает новому оборудованию в плане защиты информации.

С 01.07.2016 г. в РФ запрещен тахограф без СКЗИ (криптозащиты).  Цифровые модели сохраняют информацию во встроенной памяти. Полученные данные надежно защищены от стороннего доступа, что затрудняет взлом прибора.

Тахограф, используемый на российских авто, должен соответствовать требованиям, изложенным  в Приказах Минтранса №36 и №348. С 1 июля 2016 года можно устанавливать тахографы с СКЗИ – отечественного производства или европейские устройства ЕСТР.

Отметим приборы, которые прошли сертификацию соответствия:

  1. Российские:
    • “ШТРИХ-ТахоRUS SM”;
    • “КАСБИ DT-20M”;
    • “Меркурий ТА-001”;
    • VDO DTCO 3283;
    • ТЦА-02НК ;
    • Drive 5 и Drive Smart;
    • EFAS V2 RUS.
  2. Европейские:
    • VDO DTCO 1381 и SE5000 (Великобритания);
    • EFAS-4 (Австрия).

Правила эксплуатации

Работа тахографаВодительская карточка – обязательный атрибут при использовании цифрового тахографа. Без неё устройство просто не активируется. Тем не менее без карты водителя управлять ТС всё же можно в течение 7 календарных дней. За этот период водитель обязан подать заявление на получение карты либо выполнить её замену.

Сотрудники дорожной полиции вправе останавливать ТС и проверять наличие и работоспособность тахографов. В России за превышение скоростного режима, несоблюдение периода работы и отдыха (что зафиксировано на оборудовании) водителю грозит штраф в размере 1-10 тысяч рублей.

Карта водителя (тахокарта)

Карта водителя - лицевая сторонаЦифровой тахограф работает вместе с личной картой водителя – формулятором с внедренным микрочипом. Благодаря этому удается организовать контроль над всеми действиями водителя, пока он в пути. Если интересно, как выглядит карта водителя для тахографа, возьмите обычное водительское удостоверение – они имеют схожую форму, но отличаются по цвету.

Данные фиксируются не только во внутренней памяти прибора, но и на карте. С помощью чипа удается идентифицировать работника, систематизировать информацию о его деятельности. Также на тахокарту записывается:

  • скорость движения;
  • время простоя;
  • время движения.

Карта водителя - обратная сторонаДействительной может быть только одна электронная карта водителя для цифрового тахографа. Запрещено использовать чип, если он повреждён или истёк период его эксплуатации.

Срок годности карт не превышает 3 лет.

Оформляет такой идентификатор лицо, управляющее машиной, на которой установлен бортовой самописец.

Теперь о том, какие бывают карты водителя для тахографа. Различают 3 вида устройств:

  • ЕСТР – выполнены согласно европейским стандартам о перевозках, запись информации осуществляется во внутренней памяти.
  • Бортовой самописец без криптозащиты – запрещены законодателем с 2016 года.
  • Тахограф с СКЗИ – запись данных осуществляется на специальный блок.

По назначению бывают тахокарты  водителя, предприятия, мастерской, контролера.

Карта водителя СЗКИ

СКЗИ расшифровка – это энергозависимая память, содержащая информацию в зашифрованном виде. Сбор таких данных осуществляется через специальную защитную программу. Происходит шифровка и дешифровка информации на основании цифровой подписи. По требованию законодателя (нормативно-правовые акты были приведены выше) все цифровые тахографы оборудованы технологией шифрования данных.

Карта водителя СКЗИ – гарантия того, что информация о поездке защищена от несанкционированного доступа.  Активация СЗКИ осуществляется инженером в специальном сервисе, который имеет разрешение на установку, проверку и техническое обслуживание тахографов. Действия по внесению изменений в регистрационную информацию о транспортном средстве с прибором СКЗИ влекут за собой новую калибровку и обязательную замену блока. Причем выполнять какие-либо действия с данной аппаратурой водитель не имеет права.

 

Теперь разберемся детальнее, блок СКЗИ тахографа – что это. Данное устройство хранит полученные сведения в зашифрованном виде. Без расшифровки информацию, которая находится в блоке, невозможно скорректировать и удалить. Прибор выглядит как компактная коробочка с входом для антенны навигации.

Значение аббревиатуры ЕСТР

Европейское соглашение, касающееся работы экипажей ТС, осуществляющих международные автомобильные перевозки (ЕСТР), устанавливает определенные требования в отношении использования карт для тахографов. Соблюдая данные положения, водители могут свободно перемещаться по странам Евросоюза.

СЗКИ и ЕСТР: в чём разница

Прежде всего следует отметить, что для перевозок по Европе тахограф должен быть оборудован блоком ЕСТР, а в России устройства отечественного производства работают на основе системы СКЗИ. Знать различия между картами важно, поскольку это может уберечь от неоправданных финансовых вложений. Особенно актуальна данная тема для транспортных компаний, где цена вопроса измеряется миллионами рублей.

Карта водителя

Европейская карта водителя для тахографа – это своего рода ключ, по которому идентифицируется лицо, управляющее ТС. Изделия такого образца разработаны под устройства ЕСТР. И наоборот, карты СКЗИ используются в комбинации с отечественными тахографами. Внешне они практически идентичны: схожий размер, цветовое оформление. Но внимательно присмотревшись, можно обнаружить следующие отличия карт водителя ЕСТР и СКЗИ:

  • Шрифт и водяные знаки. Данные на карту СКЗИ наносятся на русском языке, а на ЕСТР – на английском (дублирование на русском).
  • Система нумерации. Номер карты СКЗИ начинается с нулей, ЕСТР – с аббревиатуры RUD.
  • Разные принципы кодирования данных на микрочипах.
  • Карты СКЗИ требуют введения PIN-кода.

Кроме того, стоимость изготовления ключа ЕСТР гораздо выше, чем СКЗИ.

Карта водителя, отвечающая требованиям ЕСТР

Оформление карты водителя

Чипы для тахографа имеют разные сроки действия. Объясняется это объемом обрабатываемой и хранящейся информации, а также необходимостью осуществлять более четкий контроль над деятельностью водителей.

Для автотранспортного предприятия карты предоставляются на 5 лет. Для мастерских технического обслуживания – на 1 год. Как уже отмечалось, срок действия карты водителя для тахографа – 3 года, а идентификатора, который выдается лицам, выполняющим контрольные функции, – 5 лет.

Алгоритм действий

Получить карту шофёра можно по месту жительства, обратившись в организацию, у которой есть разрешение на изготовление и выдачу тахокарт. Пластиковый ключ водителя междугородного автобуса или грузовика вместимостью более 12 тонн для международных перевозок можно заказать в многофункциональном центре.

Чтобы оформить карту водителя для тахографа,  заявителю необходимо:

  1. Посетить центр в часы приёма.
  2. Взять талон электронной очереди.
  3. Обратиться в указанное окошко.
  4. Написать заявление по образцу и представить необходимые документы, их копии.
  5. Подписать заявление и дать согласие на обработку персональных данных.

Обычно изготовление идентификатора занимает до двух недель.

Куда подавать заявление

Вопрос, где получить карту водителя для тахографа, весьма распространенный. Сегодня не так много аккредитованных сервисных центров, где можно установить, активировать и калибровать тахографы. Разрешение на такую деятельность выдаёт Минтранс России.

Итак, назовем, где можно заказать тахокарту:

  • В Москве:
    • ООО “Тахобан” ул. Старая Басманная, д. 20;
    • ООО “Тахоконтроль”, Самаркандский б-р, д. 8.
  • Миграционное агентство Selwork – Украина, г. Киев, ул. Лысенко, д. 2а.
  • ООО «Трэйд Инжиниринг Групп» – Республика Беларусь, г. Минск, п/у Колядичи, ул. Бабушкина, д. 19.

Изготовление карт водителя для тахографа в среднем занимает 10-15 дней. Помимо предприятий, указанных выше, вы можете обратиться в МФЦ.

Пакет документов

Пакет документов для получения карты водителяПри оформлении тахокарты следует придерживаться процедуры. Мы уже выяснили, куда можно обратиться по данному вопросу и сколько придется ждать, пока сделают индивидуальный чип. Остается разобраться, какие документы для карты водителя предоставляются. Вам понадобятся:

  • Справка от работодателя о том, что необходимо получить пластиковую карту, с указанием реквизитов организации.
  • Паспорт и его копия.
  • Водительское удостоверение (копия лицевой стороны).
  • СНИЛС.
  • Фотография. Требования к фото на тахокарту:
    • размеры 3,5 х 4,5 см;
    • черно-белое.
  • Оригинал и копия чека об оплате услуг.

Заявителю сообщат, когда можно забрать готовый идентификатор.

О сроках и стоимости

Расценки варьируются в зависимости от ценовой политики компании, в которую вы обратились. Сколько стоят услуги таких организаций, можно узнать на официальных сайтах.

В среднем карта с блоком СКЗИ обойдется в 2100-2500, а чип ЕСТР – в 3100-4000 рублей.

Не забудьте сохранить чек об оплате – его нужно будет предъявить в МФЦ.

Карта водителя изготавливается в течение 15 дней. Если отделение испытывает большую рабочую загрузку, срок может быть продлен.

На вопрос, кто должен оплачивать карту водителя для тахографа, ответ простой – это делает работодатель.

Продление карты

Чтобы обновить тахокарту, нужно подать такое же заявление, как и для первичного получения. Сделать это может водитель самостоятельно или через транспортную компанию, где он трудоустроен, используя почту или интернет. С заявлением подается такой же пакет документов, как и при оформлении карты в первый раз.

Ответственность за отсутствие карты

Согласно ст. 11.23 КоАП РФ за использование тахографа без карты водителя предусмотрен штраф в размере 1000-3000 рублей. Однако чип от прибора можно потерять или повредить в дороге. Если водителю удастся корректно объяснить инспектору ГИБДД причину, по которой он ездит без специального чипа, ему разрешат завершить рейс в течение 15 рабочих дней без наложения штрафа. В этом случае при управлении ТС придется вручную вносить все записи о маршруте на обратной стороне тахографической ленты.

Плюсы и минусы использования тахографа

Работа тахографаОбязательное использование тахографов – вполне оправданное требование со стороны законодателя. Отметим основные преимущества таких устройств:

  • Адекватное распределение режимов «Работа» и «Отдых». Статистика показывает, что максимальный ущерб приносят аварии с участием коммерческого транспорта. Основные причины таких происшествий – усталость водителя, превышение максимально допустимой скорости.
  • Возможность для работодателя проследить маршрут ТС. Это важно, чтобы не допускать, например, нецелевого расхода горючего.
  • На основании полученных данных можно разработать оптимальный маршрут и режим движения. Это позволит уменьшить износ покрышек, двигателя, трансмиссии и прочих компонентов авто.
  • Тахограмма может гарантировать социальную и правовую защиту водителей, так как она является документом и выступает в качестве доказательства вины или невиновности в суде.
  • За счёт записанной информации предприятия могут чётко рассчитать заработную плату.

Установка данной системы значительно упрощает жизнь и водителю, и работодателю.

Основной недостаток прибора – высокая стоимость. Устройства достаточно сложные с технической точки зрения, поэтому их покупка и обслуживание недешевые.