Уплату налогов не стоит рассматривать как наказание. Это выгодное для всех граждан вложение денежных средств в свою страну. Ведь к налогоплательщику они вернутся в виде конкретных гарантий и социальных благ. Транспортный налог на авто был введён в начале 2003 года. Платить его нужно даже в том случае, если транспортное средство продолжительное время находится в ремонте или просто не эксплуатируется. Основанием для освобождения от подобного налогообложения является только снятие автомобиля с учёта.Налоги на автомобиль

Что такое ТН

Законом о транспортном налоге (ТН) регламентируется проведение денежного сбора, выплачиваемого владельцами автомобилей, а также других средств передвижения, оборудованных достаточно мощными моторами. Данный вид налогообложения был введён с целью компенсации расходов государства на создание условий безопасного передвижения машин по территории нашей страны. Но здесь есть один нюанс, диссонирующий с такой трактовкой ответа на вопросы, что такое транспортный налог и куда тратятся собранные средства. Ведь компенсация заложена и в иных платежах: в акцизном сборе на производство автомобилей, бензина и прочих видов топлива.

Что же касается действий государственных органов, связанных с регистрацией транспортных средств и техническим осмотром, то они оплачиваются конкретными сборами. Так что с точки зрения экономической обоснованности транспортный налог является несколько надуманным. Тем не менее выплачивать его обязаны все автовладельцы – не только физические, но и юридические лица.

Изменения в налогообложении

Налог на владение автомобилем является предметом обсуждения политиков самого разного ранга и простых автолюбителей. Он – очень неплохой источник пополнения госбюджета. Такой вид налогообложения в последнее время неоднократно подвергался изменениям. Его пытались перевести в иной формат, отменить, понижали и повышали размер сборов. А поскольку окончательное решение ещё не принято, необходимо внимательно следить за тем, какие изменения претерпит транспортный налог на авто с 2018 года.

Главным препятствием на пути трансформации транспортного налога является экономическая составляющая. Ныне действующая система обеспечивает привлечение в региональные бюджеты около 146 млрд рублей.

Согласитесь, сумма достаточно внушительная. Изменения могут привести к сокращению бюджетных поступлений, а в период экономической нестабильности это крайне нежелательно. Именно поэтому с высокой степенью вероятности можно утверждать, что в 2018 году отменять транспортный налог не планируется, собственно, и методика расчёта выплат останется прежней. И всё-таки без новшеств не обойдётся.

Отечественные законодатели внимательно изучают опыт в этом плане своих коллег из западноевропейских стран. Поэтому неудивительно, что в новом транспортном налоге, вводимом в России с 2018 года, планируется сделать акцент в том числе и на экологическом факторе. Реализованы эти благие намерения будут путём уменьшения налоговых выплат со стороны владельцев экоавтомобилей.

Такой подход отнюдь не альтруизм, а чистой воды прагматика. Ведь их машины практически не загрязняют окружающую среду, и государству нет необходимости нести дополнительные расходы на её очищение. Соответственно, собственникам автомобилей с бензиновыми и дизельными двигателями надо быть готовыми к увеличению транспортного налога. Однако как на практике это будет реализовано, не совсем понятно, поскольку приобретение машины с экодвигателем по карману далеко не каждому нашему соотечественнику. А это ставит в неравные условия автовладельцев из разных по уровню финансовой состоятельности категорий.

Практически со стопроцентной гарантией правительством будет снижен налог с владельцев транспортных средств массой более 12 тонн. Поясняют чиновники это тем, что перевозчики и так обязаны платить за причиняемый дорогам вред, плюс собственники большегрузов и несут дополнительные затраты, вызванные запуском системы «Платон». В связи с этим транспортный налог для них будет реструктуризирован либо вообще отменён.

Но это ещё не все о транспортном налоге варианта 2018 года. Здесь следует отметить одну немаловажную деталь. Так, согласно поправкам, внесенным в закон весной 2014 года, купив авто, гражданин должен самостоятельно со 2 мая каждого года информировать об этом факте налоговую инспекцию, не ожидая прихода от фискального органа документов на уплату налога. А уже 01.01.2017 вступила в силу такая поправка к закону: если владелец автомобиля своевременно не известит налоговую инспекцию о приобретении машины, он будет наказан штрафом в размере 20 процентов от требуемого к внесению сбора.

Общие сведения о транспортном налоге

Многих граждан интересует, на каком уровне регламентируется действие транспортного налога – на региональном или федеральном? Ответ можно найти в Налоговом кодексе РФ.Транспортный налог

В частности, там сказано, что транспортный налог относится к одному из видов региональных сборов. На федеральном уровне определяется, кто является плательщиками, задаются периоды платежей, в то время как величина сбора и перечень льготников устанавливаются органом законодательной власти конкретного субъекта РФ. Отсюда становится понятно, в какой бюджет зачисляется транспортный налог – тоже в региональный.

Большинство автолюбителей уверено, что каждый рубль из полученных сборов тратится исключительно на ремонт дорог. К сожалению, это не так.

Транспортный налог не относится к сборам целевого назначения. Взносы, поступив в общий бюджет отдельно взятого региона, там смешиваются с поступлениями из иных источников.

Таким образом, сказать точно, на что идет транспортный налог, невозможно. Конечно, что-то тратится и на дороги. Но фактически данными средствами обеспечиваются статьи расходов местного бюджета, начиная от зарплат чиновников и заканчивая строительством школ и садиков.

Вместе с тем власти многих регионов по-прежнему формируют дорожные фонды путём вливания из бюджета определённых средств. Но величины поступлений нередко бывает попросту недостаточно для того, чтобы поддерживать дорожную отрасль не то что в хорошем состоянии, а даже в удовлетворительном. Причём власти публикуют отчёты о том, на что расходуется транспортный налог, с большой неохотой. Даже поверхностный анализ цифр позволяет утверждать, что с его помощью латаются дыры в местном бюджете.

В НК РФ сказано, что платить транспортный налог обязаны владельцы не только наземных, но также водных и даже воздушных средств передвижения. Выплачивают его все те граждане и юрлица, на имя которых такие объекты зарегистрированы. В НК РФ оговорен и перечень льготников, избавленных от необходимости проведения подобных регулярных затрат.

Но у рядового гражданина может возникнуть такой вопрос: зачем нужен транспортный налог на средства, связанные с автодорогами лишь опосредованно? По определению эти деньги должны идти на развитие инфраструктуры водных и воздушных магистралей, например, на строительство причалов, установку бакенов, софинансирование ремонта взлётно-посадочной полосы аэропорта регионального значения. А что касается коммерческих потребительских кооперативов, специализирующихся на эксплуатации пристаней для маломерных плавсредств, не говоря уже о яхт-клубах, то рассчитывать на помощь государства им не приходится.

Кто платит ТН

В списке тех, кто должен платить транспортный налог, присутствуют лица, на имя которых зарегистрированы оборудованные двигателем следующие средства передвижения:

  • автомобили;
  • автобусы;
  • мотоциклы;
  • мотороллеры;
  • мотосани;
  • снегоходы;
  • воздушный транспорт – самолёты и вертолёты;
  • гидроциклы;
  • моторные лодки;
  • катера;
  • парусные суда;
  • яхты;
  • теплоходы.

Причём даже если гражданин передал другому лицу принадлежащее ему средство передвижения по генеральной доверенности, он остаётся в списке тех, кто платит транспортный налог. Освобождаются от такой обязанности владельцы машин с транзитными номерами. Она возникнет только после того, как автомобиль будет зарегистрирован в ГИБДД.Уплата налогов

Выдача знаков «Транзит» и регистрация в базе ГИБДД – разные регистрационные действия. В первом случае в техпаспорте машины просто ставится соответствующая отметка.

Транспортный налог для физических лиц

Сразу следует сказать, что несвоевременно оплаченный транспортный налог на физических лиц повлечёт применение определённых санкций. Этот момент необходимо иметь в виду, поскольку уведомление о необходимости оплаты сбора на автомобиль приходит по почте. В этом же письме указывается и величина налога.

Но такое послание от налоговой может прийти адресату с опозданием. Иногда его отправляют автовладельцу с такими же инициалами. На почте и в налоговой работают обычные люди, которые могут что-то перепутать. Поэтому в случае неполучения письма налогоплательщику следует посетить управление фискальной службы по месту жительства, поскольку незнание сроков или суммы платежа не является причиной снятия с него обязательств.

Забегая вперёд, необходимо сказать, что оплатить транспортный налог с физических лиц можно и через интернет. Для этого сначала необходимо будет прийти в налоговую инспекцию с паспортом и ИНН. После заполнения несложного заявления налогоплательщику будет выдан логин и зафиксирован придуманный им пароль для входа в личный кабинет сайта ФНС. В дальнейшем автовладелец может решать все вопросы, связанные с погашением налоговых обязательств, сидя дома перед ноутбуком или компьютером.

Транспортный налог для юридических лиц

В соответствии с законом юрлица должны самостоятельно рассчитывать сумму этого сбора, своевременно его оплачивать и подавать декларации по имеющимся в автопарке автомобилям. Сам транспортный налог для организаций в 2018 году вычисляется по прежним правилам.

Но без нововведений здесь не обойдётся. Так, с 1 января 2017 года отменён имущественный налог для учреждений в отношении имеющихся на их балансе автомобилей не старше 2013 года. Такое изменение направлено на развитие машиностроительной отрасли.

Полезно знать! Существует ещё один чисто технический момент. Форма декларации транспортного налога меняется. Поэтому для составления отчёта за 2016 год учреждениям нужно будет использовать бланк нового образца.

Руководство предприятий не может не радовать тот факт, что изменения по транспортному налогу в 2018 году для юридических лиц не предусматривают повышение данного сбора. Более того, согласно планируемым к принятию поправкам, за месяц, в котором был продан автомобиль, платить будет должен один владелец.

Чтобы лучше понять действие этого правила, рассмотрим следующий пример. Компания «А», владеющая автомобилем ВАЗ 2107 с 2015 года, продала его Компании «Б» 10 октября 2016 года, и в тот же день машина была снята с учёта. Компания «А» заплатит транспортный сбор за январь-сентябрь, а Компания «Б» – за октябрь-декабрь 2016 года, поскольку снятие с учёта было произведено до 15 октября.

Льготы

Особый статус платежа предусматривает наличие не только федеральных, но и региональных льготников по оплате сборов за автомобили. На федеральном уровне не облагаются сборами владельцы следующих наземных средств передвижения:Налог на машину

  • сельскохозяйственная техника, зарегистрированная в организации, осуществляющей с/х деятельность;
  • транспорт, состоящий на балансе органов исполнительной власти. Но не весь, а только тот, который используется в работе, предусматривающей проведение военных либо приравненных к ним действий;
  • легковые автомобили, мощность двигателя которых меньше 73,55 кВт (до 100 л.с.), приобретённые (полученные) через органы соцзащиты населения;
  • транспортные средства, которые находятся в розыске. Подтвердить факт угона необходимо документом, выданным уполномоченным органом;
  • легковые автомобили, оборудованные специально для использования инвалидами.

В каждом регионе существует свой перечень лиц, имеющих право на более лояльные ставки налогообложения, вплоть до их отмены. Подробную информацию по этому вопросу вы можете получить, прочитав статью «Льготы по транспортному налогу».

Оплата ТН

Налогом облагаются все транспортные средства, подлежащие госрегистрации. Так, в отличие от автомобилей, которые должны пройти эту процедуру в ГИБДД, регистрировать скутеры нет необходимости, поэтому и проводить оплату за них не нужно.

Как посчитать

Величина такого сбора включает несколько составляющих, в том числе и количество лошадиных сил мотора автомобиля. У рядового автовладельца может возникнуть вопрос, почему транспортный налог зависит от мощности двигателя? Не является ли это завуалированным побором на роскошь? Законодатели мотивируют такое решение следующим образом: с увеличением мощности автомобиля его габариты и, соответственно, вес тоже увеличиваются. Следовательно, механическая и весовая нагрузка на дорожное полотно возрастает.

Особо остро стоит вопрос, нужно ли платить транспортный налог за время простоя автомобиля. Ведь пагубного воздействия на покрытие дорог нет? Отечественное законодательство и здесь не на стороне автовладельцев: пока машина состоит на учёте, пошлину платить придётся. Как показывает практика, длительный простой частного автомобиля предваряет его продажу. Так почему бы не снять машину с учёта заранее, чтобы не платить транспортный сбор и продать авто без задержек?

Жителям провинции следует знать, что в федеральном законодательстве специальных льгот по уплате транспортного налога в сельской местности в 2018 году не предусмотрено. Однако региональный статус этого сбора позволяет местным чиновникам самим определять уровень процентной скидки для пенсионеров-жителей глубинки, участников боевых действий и ветеранов ВОВ. Таким образом, говорить в целом по РФ о льготном налогообложении для граждан, проживающих в сельской местности, будет не совсем корректно.

Изменения в расчете транспортного налога с 2018 года региональными фискальными органами базируются на том, что ставка этого сбора не должна разниться от установленной действующим законодательством больше, чем в десять раз, причём неважно, в какую сторону – меньшую либо большую.

Много споров возникает вокруг дифференциации размера транспортного налога по критерию «класс авто». Владелец «Лады-Калины» отдаст меньше, чем обладатель Mitsubishi Pajero. Пока этот параметр не отменён, но из-за того, что разделение на такие группы – процесс довольно-таки субъективный (особенно если сравнивать иномарки), непонятно, будет ли рассматриваться вопрос об упразднении данного критерия. По всей видимости, его необходимо будет учитывать и в будущем.

Чтобы определить, насколько корректно был проведен расчёт фискальным органом величины транспортного сбора, вы можете воспользоваться информацией, представленной в статье «Как посчитать транспортный налог».

Приведём один небольшой пример.

Для вычислений используется следующая простая формула:

СН=МД×Ст.Н×(КМВ/12)×ПКДА, где

СН – сумма налога;

МД – мощность двигателя (л. с.);

Ст.Н – ставка налога;

КМВ – количество месяцев владения;

ПКДА – повышающий коэффициент на дорогие автомобили. Полный перечень таких машин можно увидеть на веб-ресурсе Минпромторга России.

Например, налог с физических лиц, которые владеют на протяжении 4 месяцев автомобилем мощностью 240 л. с. и стоимостью 12 млн руб., будет таким:

СН=240×7,5×(4 мес./12 мес.)×3=1800 рублей.

Как платить

Если раньше налог с владельцев транспортных средств можно было оплатить только через кассу государственного банка, то сегодня собственники автомобилей имеют более широкие возможности. Делать это можно:

  • в почтовом отделении по месту жительства;
  • с помощью банковского терминала;
  • через сайт ФНС.

Собственно, и привычный всем автолюбителям в возрасте способ того, как платится транспортный налог с физических лиц, тоже никто не отменял. Речь идёт о внесении платежа в кассу банка наличными. Однако у этого варианта есть один недостаток: необходимо выстоять в очереди. Но уж коль скоро вы пришли в отделение финансовой организации, можно воспользоваться размещённым в холле платёжным терминалом. Даже если опыта обращения с данным устройством нет, свободный сотрудник банка всегда придёт к вам на помощь.

Выше было сказано, что проводить подобную операцию можно, воспользовавшись Всемирной паутиной. В статье «Как заплатить транспортный налог через интернет» вы найдёте исчерпывающую информацию по этому вопросу.

Расчет транспортного налога

Предприятия любой формы собственности должны учитывать нюансы, касающиеся их деятельности по исчислению и уплате сбора за состоящие у них на балансе автомобили. В частности, в некоторых регионах организации должны ежеквартально проводить авансовые платежи. Рассчитываются они по определённой методике. Для того чтобы вы знали, как платится транспортный налог юрлицами в данном случае, опишем её:

  1. Сначала определяется налог по каждому состоящему на балансе объекту.
  2. Затем рассчитывается авансовый платёж. Он составляет четвёртую часть от объёма годового налога.
  3. Далее платеж проводится.
  4. После этого величину уплаченного аванса необходимо вычесть из ранее рассчитанной суммы годового налога.

Срок уплаты

Налоговый период по транспортному налогу для всех российских налогоплательщиков – календарный год. Отчётные/промежуточные периоды для физических лиц в законе не предусмотрены. То есть обычный автовладелец выплачивает налог раз в год. При этом платёж должен проводиться до 1 октября года, который следует за отчётным периодом. Поэтому за 2015 год нужно было уплатить до 1 октября 2016 года.

Юридические лица должны вносить платежи в отчётный период. Транспортный налог, таким образом, им необходимо оплачивать в следующие сроки:

  • за I квартал – не позднее 30 апреля;
  • за II квартал – до 31 июля;
  • за III квартал – в конце ноября.

Но и здесь существуют свои особенности. Например, для жителей столицы и Подмосковья срок уплаты за истекший календарный год – не позднее 1 декабря. Кроме того, в НК РФ оговорено, что некоторые юридические лица наделяются правом не проводить промежуточные платежи. Они вносят средства в госказну лишь один раз на протяжении года.

Узнать более подробную информацию по этому вопросу вы можете из статьи «Срок уплаты транспортного налога».

И в заключение следует упомянуть еще один важный момент. Нередко встречаются ситуации, когда автовладелец обнаруживает ошибку в квитанции после проведения оплаты. Тогда необходимо учитывать срок давности. Инспекторы имеют право выполнить перерасчёт транспортного налога только за 3 предшествующих периода, то есть за три предыдущих года.

Как рассчитать транспортный налог: Видео