Что лучше для авто: смесь пропана и бутана или метан

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5
Загрузка...
Время чтения: 4 минут

Газобаллонное оборудование в последнее время стало практически неотъемлемой частью оснащения многих видов автотранспорта. Им оборудуются грузовые машины, автобусы, сельхозтехника и легковушки. Причем вне зависимости от типа двигателя и использовавшегося до переоборудования топлива. Причины повсеместного распространения ГБО ясны: газ позволяет экономить на расходе, в некоторых случаях повышает мощность и ресурс двигателя, снижает уровень вредных выбросов в атмосферу и так далее. Но в связи с этим напрашивается вопрос, какой газ выбрать или что лучше – пропан или метан на авто?Метан и пропан

Виды топлива

Если не брать в расчет спирт и электричество, двигатели автомобилей традиционно используют два вида жидкого топлива:

  1. Бензин
  2. Дизельное топливо.

Каждый по-своему хорош и обеспечивает транспортным средствам заложенные конструкторами характеристики. Перевод автомобилей на газ в большей степени вызван экономическими причинами. Хотя автопроизводители уже не стесняются использовать фирменные газовые установки, позволяющие придавать силовым агрегатам новые качества.

Подробнее о том, каким газом заправляют автомобили.

Для ясности отметим, что из газов в виде автомобильного топлива пока широкое применение получили тоже два вида:

  1. Метан.
  2. Пропан-бутановая смесь.

Автомобильный пропан-бутан хранится в баллонах в сжиженном состоянии. Метан, напротив, исключительно в газообразном, но сжатом под большим давлением. Легковое авто на газ метан переоборудуют реже, чего не скажешь о джипах, грузовиках и автобусах. Не делают этого и при установке на авто последних поколений ГБО, рассчитаных исключительно на пропан.

В чем отличия

Прежде чем приступить к установке ГБО, необходимо разобраться, что лучше для конкретного двигателя: метан или пропан-бутан. Ведь каждый газ имеет свои характеристики, которые в различной степени влияют на работу ТС, компоненты двигателя, безопасность и экологию. Общее, что роднит названные газы, – это отсутствие цвета и запаха, но используются метан и пропан по-разному и придают моторам отличающиеся характеристики.

Пропан-бутан – это смесь двух сходных по структуре газов, которые смешивают для получения требуемого октанового числа.

В разное время года на АЗГС в составе смеси меняется соотношение: зимой больше пропана, а летом – бутана.

Технические характеристики

Основное отличие метана от пропана заключается в том, что это газ природного происхождения. Пропан и бутан получаются при крекинге нефтепродуктов. Видимо, по этой причине структурная формула метана не позволяет использовать его в жидком состоянии.Газовый балон в багажнике

Октановое число пропана и метана выше, чем у бензина. Это примерно 100-105 и 110 соответственно. У метана оно чуть выше, поэтому двигатель на нем экономичнее. Стоимость его ниже в сравнении с  пропаном, поэтому его использование дает в полтора раза больший экономический эффект.

Ввиду того, что давление метана в баллоне авто очень велико (в районе 270 атмосфер), баллон должен иметь определенную форму и значительную толщину стенок, а значит и большой вес. Такие большие размеры и масса делают использование метана на легковых автомобилях сомнительным предприятием.

Пропан в баллонах находится под гораздо меньшим давлением. Поэтому и вес баллонов гораздо меньший, чем у тех, что предназначены для метана. Кроме этого, пропан-бутановую смесь можно содержать в емкости любой формы, которую часто адаптируют под технологические вырезы в корпусе авто.

Запас хода на метане всегда будет меньше. На одном и том же авто на метане и пропане разница в пробеге на одной заправке будет существенной. Дело в том, что большой запас метана требует объемных и тяжелых баллонов, размещать которые часто негде. Особенно в небольших автомобилях. Да и конструкцию ТС утяжелять лишний раз никому не хочется.

Если рассмотреть все минусы и плюсы авто на метане, то складывается впечатление, что он, как топливо, лучше. Может быть, так оно и есть, но стоит учесть, что бензиновый двигатель после перехода на метан теряет больше тяги. Правда, работает при этом тише и более плавно, чем на пропане. Но и стоит ГБО под метан раза в два больше.

А при переоснащении дизелей этот газ просто идеален. Чем отличается метан от пропана на авто с дизельной силовой установкой? В первом случае придется полностью переделать систему подачи топлива и установить систему зажигания. Пользоваться соляркой уже будет нельзя. Но достигается максимально возможная экономичность.

Для использования в дизельном двигателе пропана устанавливается газодизель, позволяющий использовать и солярку, и газ.

Экологичность

Разница между пропаном и метаном имеется и в вопросе влияния на окружающую среду. Метан менее вреден. Это чисто природный продукт, который сгорает полностью. При этом он совсем не выделяет в атмосферу смолы, чего не скажешь о пропане, добытом из нефти.Балон с метаном

Безопасность

Машина на метане менее опасна для водителя и пассажиров. Взрывоопасная концентрация у этого газа вдвое ниже, чем у пропана. Кроме того, последний токсичнее. Более летучий метан при утечке быстрее уходит из салона, оказывая меньше вреда. И на детали мотора он меньше влияет в худшую сторону.

С другой стороны, он в баллонах находится под большим давлением и при нарушении их корпуса разрушения могут быть более значительные.

Какой газ для автомобиля предпочтительнее

Что лучше для двигателя, пропан или метан, решать самому хозяину этого двигателя. Точнее, владельцу ТС. Выбор во многом определяется типом и размерами авто и условиями его эксплуатации. Для спецтехники, автобусов и грузовиков выгоднее метан: установка ГБО выполняется проще и такое оборудование безопаснее для пассажиров. Но имеется определенная трудность с заправками. Сеть АЗГС пока еще недостаточно развита.

Вопрос, что лучше для легкового авто, метан или пропан-бутан, в принципе не актуален. Особенности таких автомобилей не позволяют эффективно пользоваться ГБО на метане. Никто не захочет ради небольшой разницы в расходе превращать свою ласточку в хранилище тяжеленных баллонов или снижать запас хода. Да и сертифицированных станций, выполняющих монтаж и настройку, очень немного.

Надеюсь, наше исследование вопроса внесло ясность в понимание, какой газ для автомобиля лучше, пропан или метан.

Если вас интересуют нюансы и тонкости переоборудования, прочитайте общую инструкцию «Установка газового оборудования на автомобиль».

Пропан или метан. Что лучше для авто? Основная разница. Просто о сложном: Видео

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комментариев: 4
  1. Андрей

    Я в свое время искал подобного рода информацию, но увы найти было не так просто что-то толковое. Остановился на пропане. Не знаю мне нравится и как машина себя ведет и заправиться можно практически на любой заправке. Правда на метане не ездил, так что однозначно вывод сделать сложно.

  2. Олег

    Я бы рекомендовал использовать газовое оборудование именно на метане, проблем с ним немного меньше.

  3. Олег

    Каждое топливо имеет свои недостатки, тут нужно подбирать все под себя. Я езжу на пропане и не сказал бы, что недоволен. Расходы стали значительно ниже, чем в то время, когда я использовал бензин.

Добавить комментарий