Уже больше десяти лет на автомобильных форумах и группах в социальных сетях периодически всплывает история о том, как с помощью средства «реставратор покрышек» можно реставрировать или даже улучшать акустику в автомобиле. Все, что нужно, – это добраться до динамика, пропитать его чудесным средством и подождать, пока высохнет. У этого метода очень много сторонников, и со временем их не становится меньше. Но есть у такой реставрации и противники, которые уверяют, что способ не работает, а. может, даже и вредит.

Сегодня мы:

  1. попробуем разобраться в том, кто изобрел эту технологию улучшения качества звучания динамиков,
  2. проверим, как она работает,
  3. и узнаем мнение эксперта по акустике.

А теперь все по порядку.

Немного истории

Первым чудодейственные свойства жидкости для реставрации покрышек обнаружил Игорь Бобров, который живет в Саранске и известен на популярной для водителей площадке Driver2 под никнеймом IGOR311.

Сам Игорь по образованию электронщик и долгое время специализировался на акустических системах. Со временем он решил сменить род деятельности и стал заниматься продажей аудиокомплектов, в первую очередь для акустических автомобильных систем. Параллельно Игорь является увлеченным и опытным автолюбителем, поэтому неудивительно, что у него оказалось средство для реставрации покрышек, выпушенное торговой маркой Doctor Wax. Он использовал его по прямому назначению и был крайне доволен результатом, когда после покрышек, резинок подвесов, уплотнителей и прочего подобного больше ничего не осталось чтобы отреставрировать. Сама собой возникла идея попробовать восстановить свойства динамиков в автомобиле.

Игорь нанес средство на подвес диффузора и попробовал включить динамик. По его словам, эффект превзошел все возможные ожидания, так как результат был отлично слышен на звук. Причем, как утверждает сам автор изобретения, обладать музыкальным слухом для этого не нужно. Разницу в звучании услышит каждый, у кого есть уши. Секрет такого эффекта, по мнению автора, кроется в восстановлении свойств динамика: фактически он становится таким же, каким был сразу после производства.

По работе и зову сердца Игорь неоднократно посещал различные Hi-Fi-Show в Москве, где общался с представителями компаний, которые занимаются аудиосистемами. Они не скрывали, что примерно через 6 месяцев любой динамик начинает хуже звучать, потому что буквально изнашивается. От его предложения попробовать народный рецепт по улучшению качеству звука большинство отказалось. Но были те, кто рискнул и подтвердил, что эффект однозначно есть и отлично слышен любому человеку. Для чистоты эксперимента брали две одинаковые колонки и на одной обрабатывали подвес, а на другой нет. Затем включали аудиосистему и по очереди переключали между ними звук.

Ни одного неудачного эксперимента, по словам Игоря не было, и это побудило его обратиться к производителю средства для восстановления покрышек и предложить им новый вариант его использования. Все, что было нужно, – изменить инструкцию, а также расширить описание возможностей на этикетке. Представители производителя его выслушали, согласились, но так ничего и не сделали. Поэтому он продолжил продвигать свой способ улучшения звука динамиков через специализированные форумы и социальные сети.

 

Последователей у него масса, многие выдают идею за свою и подают под другим соусом, но суть остается та же. Если посмотреть на отзывы тех, кто испытал данный метод, то результат примерно 50 на 50. Половина заявляет, что он положительный, другая – что ничего не произошло. А есть еще и третьи, которых меньшинство: они пытаются подойти к делу с научной точки зрения, например, замерив резонансную частоту до и после обработки динамика. Их подход кажется наиболее объективным, ведь за любым явлением стоят четкие физические параметры. Но таких деятелей не любят в сети: действительно, зачем что-то измерять, если имеющий уши и так услышит?

Ставим эксперимент

Чтобы любители научного подхода не остались в меньшинстве, в рамках расследования технических возможностей средства для реставрации покрышек по возвращению к жизни старых динамиков мы также решили провести эксперимент. А чтобы угодить всем, было решено провести объективное и субъективное исследование, то есть с помощью приборов и исключительно с помощью ушей.

Сначала сделали исследование научным методом. Для этого взяли автомобильный динамик на 4 Ом диаметром 13 см, бывший в употреблении год. Перед обработкой замерили резонансную частоту – она составил 96 Гц. Промазали подвес динамика волшебной пропиткой и через некоторое время снова провели измерения. К сожалению, никаких изменений обнаружено не было: частота осталась на показателе 96 Гц, а ведь именно частоту этих колебаний и слышит человеческое ухо. Поэтому, если верить данным приборов, никакого изменения не произошло.

Нельзя отрицать тот факт, что в выбранном динамике подвес имеет другой состав, и поэтому мы не увидели эффект от нанесения на него пропитки. Но, с другой стороны, автор и сторонники данного метода никогда не заявляли о том, что он работает для каких-то определенных динамиков.

Другое исследование мы проводили так, как его требует делать автор технологии. Это было субъективное установление результата на слух, когда сравнивается звучание обработанного и необработанного динамика. Итак, в качестве подопытного выступил старенький музыкальный центр Philips с двумя колонками и возможностью включать их по одной.

Одна колонка была вскрыта, и подвес динамика промазан, согласно технологии, средством для восстановления покрышек торговой марки Doctor Wax. Собственно, оно, а не какая-то другая пропитка, было использованы и в первом случае. Это не реклама, мы просто старались сделать максимально достоверный эксперимент, для чего и соблюдали оригинальную технологию. Ну а дальше собрались коллективом из трех человек и слушали каждую колонку по отдельности, пытаясь установить разницу. К сожалению, у нас ничего не вышло, точнее, никто из трех участников эксперимента не смог уверенно заявить, что слышит явную разницу между звучанием восстановленного и не восстановленного динамиков. Да, никто из нас не обладает музыкальным слухом, но ведь этого и не требовалось?

Результаты обоих исследований, проведенных нашими усилиями, показали, что динамики после обработки работают точно так же. Да, мы допускаем, что вдруг у нас и вправду были «неправильные» динамики. Но, с другой стороны, какие тогда правильные?

Мнение эксперта

И последний этап нашего расследования – консультация со специалистом по аудиосистемам. Он рассказал весьма интересные вещи, постараемся привести информацию с минимумом искажения.

Оказывается, что любой производитель любой акустики стоит перед выбором – сделать качественный звук или красивый корпус. То есть, на хороший звук прямое влияние имеет форма динамика, которой часто приходится жертвовать, чтобы соблюсти дизайн или нужные габаритные размеры. Этот недостаток исправить не представляется возможным, потому что корпус расширить нельзя, и другой динамик вы в него просто не установите. Но зайти можно с другой стороны, оптимизировав частоту колебаний под имеющуюся форму. Для этого следует заменить центрирующую шайбу, которая является важным фактором для звучания.

И также можно воздействовать на подвес: он влияет на частоту меньше, чем центрирующая шайба, но данный эффект вполне можно заметить. Таким образом, идея с пропиткой подвеса имеет право на жизнь, но можно ли сделать это с помощью средства для реставрации покрышек?

 

Эксперт объяснил, что решение, найденное изобретателем из Саранска, не является оптимальным, более того, оно по определению не может быть всегда эффективным. Дело в том, что у каждого динамика свои проблемы, которые отдаляют его от идеального звучания. Пропитка размягчает подвес, но делать это со всеми динамиками подряд бессмысленно.

Сначала нужно провести исследование и понять, нужно сделать подвес более мягким или, наоборот, более жестким. Потому что на качество звука влияет совокупность факторов и, воздействуя только на один вслепую, вы не можете гарантировать положительный результат.

То есть использовать пропитку для подвесов динамиков можно, но результат будет непредсказуемым. Да, есть вероятность за счет такой обработки улучшить динамик, который был плохо сконструирован, и на слух можно будет заметить улучшение звучания. Но производители редко делают что-то случайно. И если вы решили самостоятельно размягчить подвес, то сначала подумайте, не снизит ли такое вмешательство в технологию срок эксплуатации динамика. Не станет ли он захлебываться на большой громкости и как поведет себя при воздействии высоких или низких температур? Подобные негативные эффекты вполне возможны, и потом будет поздно кого-то в чем-то обвинять.