Когда из-за кризиса начинают падать продажи новых автомобилей, рынок не проседает полностью, просто покупатели переходят на б/у авто, что наглядно показывает рост вторичного рынка. Первое, на что обращают внимание при покупке подержанной машины, – это ее пробег. От данной характеристики напрямую зависит состояние всего автомобиля, и чем больше пробег, тем ниже цена.

Так что если вы решили купить подержанную машину, то в первую очередь посмотрите на показания одометра, который отсчитывает весь путь автомобиля, пройденный своим ходом. Но даже в Европе остро стоит проблема скрученных счетчиков, а про наш рынок нечего даже говорить. Одометр скручивают практически все. Нужно быть внимательным, чтобы не купить автомобиль, который буквально умрет по завершении 2-6 месяцев гарантии, которые дают тем, кто покупает через специальные центры. Тот же, кто пойдет прямиком на рынок, вряд ли что-то сэкономит, потому что на его первый взгляд неплохое авто с большой вероятностью превратится в груду металлолома в ближайший месяц.

Кстати, в Европе уже предложили устанавливать новые одометры, которые защищены специальным цифровым ключом и постоянно передают данные в общую сеть, построенную по технологии блокчейн. Именно такое решение предложили в компании Ford, чтобы бороться с продавцами, скручивающими показания датчика. Но к нам такая цивилизация придет не скоро, поэтому рекомендуем ознакомиться с косвенными признаками, которые указывают на реальный пробег автомобиля:

Накладки на педали. Резиновые накладки на педалях протираются примерно через 100 тыс. км, так что если вы видите отполированный металл, то будьте уверены, что вас обманывают. Часто продавцы меняют эти накладки на новые, и доказать, что это сделано не с благой целью, нельзя. Но если накладки новые, а одометр показывает 20-30 тыс. км пробега, то у вас есть серьезный повод заподозрить подвох.

Руль. Чем дороже автомобиль, тем шикарнее у него рулевое колесо, а производитель старается вынести как можно больше кнопок управления на руль. Вот на его обшивку и истертость кнопок и следует посмотреть. Чем больше износ, тем выше пробег. Менять руль на новый – удовольствие недешевое, такой трюк проворачивают обычно только на машинах премиум сегмента.

Обшивка сидений. Если вас не обманывают, то износ обивки и руля должен быть примерно одинаков. Но если что-то одно выглядит бывшим в употреблении, а второе новым, есть повод поинтересоваться причиной замены.

Чаще всего сидения стараются подремонтировать: тканевые сдают в химчистку, а кожаные подкрашивают. Выявить такую подработку в первом случае можно, посмотрев на ткань внизу сидения, во втором случае кожу нужно просто натянуть – пятна краски станут заметны. Также износ сидений можно определить по швам, которые может скрыть только полная замена обивки. А теперь главное: если машина прошла от 100 до 120 тыс. км, то сиденья буду выглядеть сильно изношенными. А вот к достижению отметки в 200 тыс. км они банально протираются насквозь, вот почему новая ткань или кожа на водительском месте должны навести вас на мысли о реальном трудовом стаже автомобиля.

Кнопки на передней панели и дверях. Посмотрите, насколько изношены кнопки управления зеркалами, стеклами и остальные. Сколько их будет, зависит от марки и года выпуска вашего автомобиля. Чем он новее, тем больше автоматизированных функций. Краска на них постепенно вытирается, и, если обозначения на кнопках изрядно затерты, значит, пробег у машины не менее 100 тыс. км. Продавцы были бы рады заменить эти кнопки, но для машин иностранного производства подобные детали сложно найти на наших автомобильных рынках. Впрочем, и это не панацея: замена стертой кнопки на новую сразу укажет на соответствующую предпродажную подготовку, ведь если машину использовали, кнопки не могут быть в идеальном состоянии.

Рычаги и замок зажигания. Элементы, которые при езде используются постоянно: стояночный тормоз и рычаг переключения коробки передач (даже для машин с автоматом), также по мере эксплуатации заметно разбалтывается замок зажигания. Покупателю с опытом достаточно попросить один раз самому завести авто, чтобы осмотреть эти элементы и прийти к заключению о сроке службы машины.

Вам нужно понимать, что полностью менять элементы салона продавец не будет – это попросту экономически невыгодно. Поэтому новый салон в б/у авто – явный знак, что вам продают «конструктор».

Что до косвенных признаков, то их выявление требует опыта, а сам опыт приходит с терпением. Будьте готовы осмотреть не 2-3, а больше десятка машин. Если автомобиль был выпущен на территории РФ, то, обратившись в официальный центр, вы легко наведете справки о его пробеге, поскольку показания снимают при каждом плановом ТО. Если вы положили глаз на иномарку, тогда можно воспользоваться специальными программами. Доступ в них платный, но лучше потратить 20-30 долларов, чем приобрести кота в мешке. И еще один важный момент: есть база ГИБДД по угнанным автомобилям, проведите сверку, чтобы не остаться и без денег, и без машины. Там вы также найдете данные, на основании которых можно сделать выводы о реальном пробеге.