Антикварный французский автомобиль La Marquise 1884 года выпуска был продан с молотка на торгах Херши в октябре 2011 года за 4 млн. 620 тыс. долларов. Полное наименование этого паромобиля звучит как De Dion Bouton Et Trepardoux Dos-A-Dos Steam Runabout.

В разработке La Marquise принимал участие французский аристократ Alber De Dion. Он же стал первым обладателем машины после ее постройки. Затем машина была продана Де Дионом офицеру армии Henri Doriol, во владении которого и оставалась вплоть до 1987 года.

Третим обладателем антикварного паромобиля стал участник английского клуба раритетных машин Tim Moore. Этот владелец полностью восстановил и отреставрировал автомобиль, приведя его в рабочее состояние. Далее раритетный экспонат был продан собирателю классики John O’Quinn за $3,63 млн. После кончины последнего его родственники выставили машину на аукцион в 2009 году.

Автомобиль имел паровой агрегат, позволяющий развить максимальную скорость 60 км/ч. Бак с водой располагался под сидениями. Максимальная дистанция, которую мог преодолеть La Marquise на полной заправке, составляла 32 километра. Интересным фактом является то, что этот паромобиль стал единственным участником первой в истории гонки, которая состоялась в 1887 году. Гонка проходила по маршруту Париж-Версаль и обратно. Средняя скорость авто во время гонки составила 25 км/ч, а максимальная – около 59 км/ч.

Несмотря на то что La Marquise на гонках 1887 года фактически поставил рекорд скорости, этот факт официально не был нигде зафиксирован. По иронии судьбы это достижение было впервые зарегистрировано в 1898 году и принадлежало электромобилю.

Стоит отметить, что для того, чтобы отправиться на La Marquise в путь, необходимо было разогревать котел на протяжении 30-40 минут. После этого на паровой машине можно было промчаться с максимальной скоростью 60 км/ч. Первые состоятельные покупатели не заставили себя ждать, так что выпуск паровых автомобилей довольно быстро начал набирать обороты.

Всего было выпущено два десятка трехколесных и несколько четырехколесных автомобилей типа De Dion. Последние несколько экземпляров, дожившие до наших дней, являются грузовозами и пассажирскими машинами, например, модификация с местами для 18 пассажиров.

Цена трицикла в 1899 году составляла 2800 франков, что в пересчете на сегодняшний курс равняется примерно 540 долларам. Версия с четырьмя колесами стоила дороже – 4400 франков, то есть примерно 850 долларов.

Начиная с 1889 года, один из владельцев фирмы De Dion, Bouton et Trepardoux начинает экспериментировать с созданием первого двигателя внутреннего сгорания. Презентация в 1898 году первого прототипа автомобиля на ДВС и последующий за ней серийный выпуск фактически завершили эпоху машин на паровом двигателе.

До наших дней, к большому сожалению, сохранились только восемь паромашин De Dion: шесть трициклов и два четырехколесных автомобиля, ни один из которых не функционирует.

Как уже было сказано ранее, один из таких автомобилей в 2011 году ушел на аукционе за довольно солидную сумму $4, 62 млн долларов. Эта сумма, к большому удивлению организаторов торгов, оказалась в 2 раза больше той, за которую De Dion рассчитывали продать. Ожидаемая стоимость составляла $2-2,5 миллиона.

Имя нового – пятого по счету – владельца на данный момент не известно. А вот внесенная им сумма в четыре с лишним миллиона долларов стала рекордной ценой для подобных раритетов.