В 2014 году, когда в силу экономической обстановки в стране резко просел весь автомобильный рынок, такие именитые бренды, как BMW, Mercedes и Audi, сохранили свои продажи в премиальном сегменте. Это позволило многим экспертам рынка заявить, что спрос на такую продукцию неподвластен колебаниям рынка и на дорогие автомобили всегда найдутся свои покупатели.

Но уже с начала 2017 года стал заметен резкий спад продаж сразу у трех названных компаний, при чем сам рынок наконец-то стал показывать первые признаки роста. Почему так произошло, давайте разбираться вместе.

Начнем с истории. На самом деле финансовые проблемы в стране, а с ним и провалы по продажам новых автомобилей в РФ начались еще в конце 2013 года; в итоге общий показатель выдал падение спроса на 3%. Тогда этому факту не придали значения, списав все на сезонные колебания. Но уже в следующем году графики показали падение практически у всех производителей автомобилей.

Согласно данным статистики, выручка снизилась на 13%, но затронула в основном бюджетный и средний ценовой сегмент. Если взять статистику за 2014 год по BMW, Mercedes и Audi, то они на троих потеряли всего 3% от прошлогодней прибыли. Казалось бы, рано поднимать панику, но дальше был 2015 год, и вот тут, когда весь рынок просел еще на 16,9%, наши премиальные продавцы уже заявили о первых проблемах: их совместные продажи упали на 14,3%. Но это все равно было меньше, чем общие показатели.

Вывод напрашивается сам собой: люди, которые приобретают дорогие машины, имеют куда большие доходы, чем остальные россияне. Поэтому на них общий кризис в стране сказался куда меньше, многие не захотели отказываться от привычного комфорта ради возможной экономии. Но соглашаться с этим утверждением можно было до тех пор, пока недавно не появились данные статистики по продажам за первый отчетный период 2017 года: вот тут многих сторонников теории стабильного спроса на премиальные бренды ожидал неприятный сюрприз.

Оказалось, что в целом автомобильный рынок по итогам первого квартала 2017 года показал рост на 1%. И пусть это и близко не сопоставимо с докризисными показателями, но все равно наметилась положительная тенденция. И, возможно, статистика показала бы куда лучшие результаты, если бы среднее значение не подпортили результаты продаж по нашим премиальным автопроизводителям. Так, Mercedes-Benz лишился 16,1% своего рынка, концерн BMW просел на 6,6%, а любимая многими Audi и вовсе потеряла больше четверти своих клиентов, закончив первый квартал с минусом в 26,3%. Таким образом, вместе все три бренда потеряли 15,2% своей доли на рынке. Давайте попробуем объяснить причины таких показателей.

Во-первых, премиальный сегмент долго держался на плаву и начал падать гораздо позднее, чем бюджетные и средние автомобили, потому что этот рынок является более инертным. Он заметно медленнее проседал и логично, что, когда остальные производители перестроились на продажи в плюс, для BMW, Mercedes и Audi еще продолжается период спада.

 

Во-вторых, несмотря на кризис, именитые компании не побоялись основательно задрать цену на свою продукцию. К примеру, Mercedes-Benz C-класса с 2013 до 2017 года подорожал на 680 тыс. руб. Если за BMW 320d xDrive раньше просили 1 575 000 руб., то теперь ее цены выросла до 2 390 000 руб. Но круче всех выступили продавцы Audi A6: они подняли цену на 900 тыс. руб., и теперь за машину просят 2 600 000 руб. Понятно, что богатые люди в большинстве своем остались такими и во время кризиса, но вряд ли их доходы выросли в 1,5 раза, как это произошло с ценами на машины.

В-третьих, не стоит списывать со счетов конкуренцию на рынке. И пусть «бэхи» все еще ценят за их управляемость, мерседесы за комфорт, а ауди просто за то, что это именно они, остальные производители не стоят на месте и достаточно уверенно сокращают разрыв в качестве продукции. Поэтому вопрос, зачем платить больше, становится все актуальнее. А продажи премиальных автомобилей, как следствие, начинают все больше проседать.