Удивительнейшую концепцию разработали специалисты столичного НАМИ. Это оригинальная конструкция автобуса, в котором органы управления отсутствуют как таковые. Несмотря на качество наших дорог и достаточно сложные климатические условия, разработчики не стали отказываться от прогресса. И этот прототип работает!НАМИ Шатл

Габариты Шатла невелики – всего 4,6 м в длину и 2 м в ширину. Но это не помешает разместить в салоне более 10 человек (6 сидячих мест и еще примерно столько же стоячих). Подобная концепция уже стала общей для всего мирового машиностроения. И пусть пока это всего лишь прототип, передвигающийся со скоростью 5 км/ч, собой он являет будущее отечественного общественного транспорта.

Практичность и эффективность

Процесс поездки будет выглядеть примерно так: с помощью смартфона вы вызываете Шатл к месту своего нахождения, а он самостоятельно прокладывает оптимальный маршрут с учетом вашей и других заявок. Такой подход поможет значительно сэкономить время и средства. Учитывая сложность реализации идеи, поначалу планируется запустить подобный транспорт на закрытых территориях с минимальным количеством непредвиденных ситуаций. А уже после полноценной проработки системы станет возможным полномасштабный запуск проекта.

Экологичность и удобство перемещения

Поддерживая мировые тенденции отказа от топливных двигателей, специалисты НАМИ разработали специальные литий-ионные аккумуляторы объемом от 5 кВт/ч. Одного такого источника питания вполне хватит на 50 км пробега. При этом существует возможность установки различного количества элементов питания (до 6). Заявленного ресурса батарей в 2000 циклов хватит надолго, что несколько смягчает их высокую стоимость.

Как уже говорилось, отечественный климат – важный момент. И разработчики НАМИ о нем не забыли. В аккумуляторах продумана система самопрогрева за счет накопленной энергии. Такое решение поможет продлить срок службы батарей при низких температурах. В качестве альтернативы можно реализовать и систему жидкостного обогрева. Однако она более энергозатратна и менее эффективна.Презентация авто

С обогревом салона пока все неоднозначно. В качестве рабочего варианта пока взят обогрев поверхностей (пола, сидений, перил), дополненный ИК-панелями в потолке.

Электронные «глаза» и «уши»

Сама идея отечественного электромобиля далеко не нова. Более интересным моментом является беспилотная система. Ее работа основывается на ультразвуковых датчиках, расположенных в бампере. Также считывать окружающую обстановку транспорт будет посредством радаров дальнего (максимальное расстояние – 250 м, угол обзора широкий) и ближнего действия. Аналогичную радару дальнего действия видимость будет иметь и установленная за лобовым стеклом стереокамера. От системы LIDAR разработчики планируют отказаться.

Сами разработчики не опровергают того, что большая часть «органов чувств» для Шатла пока что закупается за границей. Подход правильный, поскольку те прототипы, что имеются в отечественной разработке, пока достаточно «сырые», а этим датчикам все-таки планируется доверять безопасность пассажиров.

«Умные» перевозки

На сегодняшний день специалистами НАМИ разрабатывается и тестируется программное обеспечение для беспилотных перевозок. Поскольку сам Шатл не дает возможности оперативно корректировать ПО, его предварительную проверку осуществляют на беспилотных моделях Калины. После первичной «огранки» его переносят на компьютер Шатла и проверяют на работоспособность. Большое внимание уделяется работе с погодными условиями. Планируется достичь уровня, при котором камерам и датчикам абсолютно перестанут мешать любые осадки.Автомобиль на дороге

Свое местоположение автомобиль определяет, отталкиваясь от сведений со спутников GPS и ГЛОНАСС. Для максимальной точности эти данные сопоставляются с одометрической системой и показаниями цифрового акселерометра. В результате получаем небольшую погрешность в несколько десятков сантиметров. При качественной разметке учитываются также данные стереокамеры.

Ближайшие перспективы

Завершить разработку полноценной модели планируется уже к 2018 году. Вполне возможно, что на Чемпионате мира по футболу в России закрытые территории будут обслуживаться уже этими современными транспортными средствами. К тому же не исключается, что Шатл будет не одинок: активные разработки в данном направлении вполне способны в ближайшее время привести к появлению и других моделей беспилотного транспорта.