Восьмидесятые годы ХХ века стали знаковыми как для политической ситуации в СССР, так и для советского автопрома. Спроектированные в тот период автомобили имели все шансы стать лидерами мировой автоиндустрии. Предлагаем список из десятка наиболее выдающихся малоизвестных проектов авто времен СССР.

НАМИ-ЛуАЗ «Прото»

В конце 80-х годов данный внедорожник вполне мог быть поставлен на конвейер. Помимо обязательной для машин этого класса высокой проходимости и надежности, конструкторы также придали интерьеру удобство и эргономичность легкового автомобиля. Усиленный каркас был сделан из качественного металла и обвешан панелями из стеклопластика. Сердцем авто стал двигатель «Таврии», обеспечивавший до 130 км/ч максимальной скорости. Если бы проект пропустили в серию, получился бы вполне современный внедорожник с перспективой апгрейда.НАМИ-ЛуАЗ «Прото»

НАМИ 0288 «Компакт»

Данное авто было создано в единственном экземпляре. Мастера института НАМИ в 1988 году попытались реализовать несколько новшеств, не принятых в традиционном автопроме СССР. Например, работа подвески регулировалась бортовым компьютером. Модернизация же двигателя позволила ему работать не только на бензине, но и на водороде. Кроме того, машина была довольно экономичной, потребляя всего 5,4 литра на сотню километров. В перспективе «Компакт» вполне мог «подвинуть» на рынке довольно популярный тогда Daewoo Matiz.НАМИ 0288 «Компакт»

НАМИ «Охта»

Очередной проект НАМИ (ленинградского отдела), заглянувший в будущее. И снова все так и осталось на стадии единственного прототипа, собранного в 1987 году. Большой интерес представляет салон автомобиля, весьма эргономичный и удобный.

Средний ряд сидений этого 7-местного автомобиля аккуратно складывался в удобный столик. А передние кресла предполагали возможность поворота в обратную сторону, образуя комфортное купе. Третьей формой «Охты» стал фургон – для этого необходимо было снять 2 и 3 ряд сидений.

Внешность авто изобиловала стеклом и впечатляла плавными обтекаемыми контурами. В бампере также имелся выдвижной спойлер для повышения аэродинамических характеристик автомобиля на большой скорости.НАМИ «Охта»

ЗИЛ-4102

Указом самого М. С. Горбачева было дано задание разработать замену устаревшему ЗИЛ-41041. Для создания проекта из Англии был привезен Rolls-Royce Silver Spirit, который в сочетании с американскими примерами лимузинов и седанов Volvo 760 послужил источником конструктивных идей.

И вот в 1988 году была собрана пара прототипов ЗИЛа-4102 (именно так назвали новинку). Отличия от предыдущей модели были достаточно сильными. Кузов конструкции был несущим, по безрамной технологии. Для наружных панелей использовался стеклопластик. Двигатель отличался неплохой мощностью – 315 лошадиных сил при объеме 7,68 л. Этой V-образной «восьмерке» можно было вменить в недостаток лишь немалый расход топлива – 18-21 литров на сотню километров.

Интерьер авто вышел достаточно богатым, оформленным белой кожей, деревом и ковриками леопардового окраса. Комплектация также впечатляла – были тут даже электростеклоподъемники, бортовой компьютер и речевой синтезатор. Акустика состояла из 10 динамиков и качественного проигрывателя на 10 CD. Но при всей своей новизне автомобиль не понравился заказчику (Горбачеву) и был забыт.ЗИЛ-4102

Москвич-2139 «Арбат»

Период 80-х ознаменовался целым рядом попыток разработки альтернативных вариантов устаревших автомоделей. Только для «Москвича» модели 2140 было продумано десятки проектов. Несколько из них вызывают особый интерес.

Одним из таких проектов стал Москвич-2139 «Арбат». Он представлял собой довольно комфортный минивэн на 7 мест. Стальной кузов с пластиковыми панелями стал уже привычным для проектов того времени. Салон планировался как трансформер. Также модель получила эргономичный руль с дополнительными функциями. Однако разработка замерла на стадии концепта, который был собран в 1991 году.Москвич-2139 «Арбат»

Москвич-2143 «Яуза»

Модель 2141 также требовала замены на нечто более совершенное. Однако этот прототип (точнее – 3 авто, собранные по нему) вряд ли можно назвать удачным и практичным. Несмотря на это, внимания модель 2143 «Яуза» все же достойна хотя бы в силу своей оригинальности.Москвич-2143 «Яуза»

Москвич-2144 «Истра»

К порогу XXI века АЗЛК готовил достаточно много концептуальных решений. Однако наиболее жизнеспособным можно считать «Москвич»-2144 «Истра». Алюминиевый кузов придавал конструкции современный вид, как и дверь, открывающаяся вверх, на манер суперкаров. Внутренности автомобиля и его функциональность также интересны. Лобовое стекло отображало спидометр, а также выводило изображение камеры ночного видения. Присутствовали в конструкции автомобиля подушки безопасности, ремни и даже ABS. Боковые стекла открыть бы не удалось, но в машине была встроенная система климат-контроля.

Все эти модели («Истра», «Яуза», «Арбат») могли бы стать частью нашей современности. Однако так и остались исключительно прототипами из-за распада СССР.Москвич-2144 «Истра»

ВАЗ-2702 «Пони»

Проблема грузоперевозок была крайне актуальна в те годы. При сравнительно небольших габаритах и весе предмета (холодильник, стиральная машина) транспортировку производили на грузовиках типа ГАЗ-53 и ЗИЛ-130. Неоправданное использование столь габаритных машин «по мелочам» обусловливало непомерно высокие расходы, а также заметно ухудшало экологию страны и столицы в том числе.

Это и стало причиной попытки разработать более компактный электромобиль для малых грузоперевозок. Им стал ВАЗ-2702 «Пони», причем первый прототип увидел свет уже в 1984 году. Сама концепция и перспективы применения электромобилей были очень заманчивы. Однако для облегчения конструкции был использован алюминиевый кузов, что неблагоприятно сказывалось на надежности автомобиля. Вот почему первый работоспособный проект советского электромобиля был заброшен в стол и забыт.ВАЗ-2702 «Пони»

ЗИЛ-118 «Юность»

Взяв за основу базу лимузина ЗИЛ-111, конструкторы СССР в 1960-х разработали оригинальную и весьма интересную модель ЗИЛ-118 с названием «Юность». От прочих автобусов его отличали высокий уровень комфорта и легкость хода – на ходу 118-я модель была сравнима с легковушкой. Все дело в двигателе от ЗИЛа-130, который обеспечивал вполне достаточную мощность для такого автобуса.

Этот автомобиль все же увидел свет. На выпуск пошло 93 экземпляра «Юности», произведенные в период 1963-1994 гг. Использовались они чаще всего госучреждениями разного характера.ЗИЛ-118 «Юность»

МАЗ-2000 «Перестройка»

Минский автозавод в 1988 году представил на рассмотрение посетителей Парижского автосалона довольно любопытный прототип грузовика. Их взгляд на дальнобой XХI века назвали «Перестройка» или МАЗ-2000. Конструкция авто состояла из двух частей – фургона и кабинного модуля. Между ними было жесткое крепление.

Сама кабина была достаточно высокой, с ровным полом и приятно большим стеклом панорамного типа. Также модуль кабины включал телевизор, кондиционер, холодильник, электроплиту, столик, магнитолу, а еще камеру заднего вида.

Гидроцилиндры осуществляли вращение тягового модуля относительно кабины. Тяговую силу грузовику обеспечивал двигатель MAN с мощностью 290 лошадиных сил. Этого вполне хватало для достижения 120 км/ч. Подвеска независимая, пневматическая. Также имелась ABS.

В процессе длительной и кропотливой работы были собраны два полностью рабочих грузовика. Кроме того, была продумана концепция автопоезда на основе «Перестройки», способная перевозить до 80 тонн груза. Но, как и большинство советских проектов, этот был незаслуженно забыт с распадом страны.МАЗ-2000 «Перестройка»