«Покупатель может выбрать любой цвет при условии, что этот цвет – черный», – сказал Генри Форд, пытаясь с помощью конвейерной сборки и быстросохнущей черной краски сделать Ford Model T более доступным по цене для американцев. Однако покупатели, как и раньше, предпочитали машины разных цветов, а не только черного, какой была «Жестяная Лизи».

И все же черный стал классическим автомобильным цветом. К примеру, на нашем автомобильном рынке черный цвет имеет множество оттенков: «бумер», «воронок», «мерин». Однако сегодня отечественные автопроизводители предлагают куда более насыщенную палитру цветов, причем среди них есть довольно интересные, запоминающиеся оттенки. Чего только стоит Lada Vesta Cross в фирменном цвете «Марс»!Lada Vesta

Для большинства зарубежных стран цвет автомобиля – это визитная карточка, по которой узнают бренд. Каким же образом удалось закрепить свой собственный узнаваемый цвет за определенной маркой?

Первоисточником присвоения конкретной марке или модели определенного цвета стал автомобильный спорт. Как только автогонки признали соревнованиями, а это произошло на рубеже ХІХ и ХХ веков, Международная ассоциация признанных автомобильных клубов (Association Internationale des Automobile Clubs Reconnus, AIACR, предшественница FIA) рекомендовала командам-участницам из разных стран закрепить за собой определённый цвет. Это предложение было воспринято положительно, и уже в 1900 году на состязаниях Кубок Беннета цвета распределились таким образом: красный – США, желтый – Италия, синий (присутствуют на гербе) – Франция, белый – Германия.

В 1902 году в соревнованиях на Кубок Беннета решила участвовать и команда Англии. Её цветом стал зеленый, поскольку тона британского флага к тому времени уже распределили, поэтому пришлось выбирать из цветов, остававшихся свободными. Существует предположение, что зелёный цвет невольно закрепился за англичанами в силу обстоятельств: владелец команды Монтегю Напьера предпочитал зеленый, и гоночное авто выкрасили в этот цвет, к тому же зеленый это цвет английских паровозов, производством которых славилось королевство.

Так случилось, что пилот Селвин Эдж, управляющий зелёным Napier, примчал на финиш Кубка Беннета первым. В соответствии с правилами, следующие соревнования должна была принимать у себя страна-победительница, однако автогонки в Англии в то время были под запретом, поэтому их провели на «зеленом острове» – в Ирландии. К тому же «клеверный зелёный» оказался национальным цветом ирландцев.Селвин Эдж и Napier

Фирменный British Racing Green («Британский гоночный зелёный») или BRG получился в результате смешения этих своеобразных оттенков. Стоит заметить, что у каждой именитой британской автомобильной марки, например, у Cooper, Bentley, Lotus, Jaguar, Aston Martin, имеется своя гоночная история, в которой обязательно был или есть собственный спорткар зеленого цвета. В настоящее время оттенки BRG свойственны всем автомобильным брендам с английскими корнями.Jaguar D-Type ‘1955–56

Знаменитый британский зеленый всего на пару лет младше «французского синего» (Bleu de France). За подлинность исторических данных несет ответственность Bugatti. Несмотря на то что эта марка принадлежит немецкой компании Volkswagen, ее традиции неизменны – как правило, в цветовой гамме каждой модели Bugatti присутствуют четыре оттенка синего. Bleu de France иногда появляется и в автогонках – команда Ligier имела французские гоночные авто синего цвета как и ее правопреемница Prost F1.Bugatti Type 35C ‘1927

Приверженцами традиций, зародившихся в 1900 году на Кубке Беннета, являются, естественно, и немцы. Белый цвет по сей день присущ как гоночным, так и серийным моделям BMW, Porsche и Audi. А вот у Mercedes-Benz – «Серебряные стрелы». Как так получилось? Об этом есть любопытная история, но сегодня назвать её достоверной нельзя – скорее, это легенда. Но легенда красивая, логичная и вполне правдоподобная.Mercedes-Benz (W25) ‘1934

В 1934 году во время гонки Eifelrennen, проходившей на известной трассе Нюрбургринг, техническая комиссия зафиксировала у болида Mercedes-Benz W25 массу на 1 кг выше допустимой. Такая мелочь могла привести к дисквалификации, хотя машина и так была облегчена до предела. И механики таки сумели найти выход: до утра их стараниями белая краска была ободрана с кузова машины, остался только голый сверкающий металл. Это привело к нужному результату, и пилот Манфред фон Браухич домчал на W25 до финиша первым! Это стало началом истории «Серебряные стрелы».

Сложно себе представить автоспорт без красного Ferrari. Первоначально итальянцам достался желтый цвет, и только после ухода из AIACR американской команды (Ассоциация автоклубов была преимущественно европейской, а в 1910 году был дан старт проведению гонок непосредственно в США) за итальянцами закрепили красный цвет, а желтый присвоили Бельгии. Спустя некоторое время после смены цветов на соревнованиях побывал Энцо Феррари, которому на тот момент исполнилось 8 лет. После выигрыша красного Fiat, который пилотировал Феличе Назарро, малыш дал клятву отцу, что тоже будет гонщиком.Ferrari 250 GT ‘1962

Феррари любил свою страну, и, разумеется, его болиды были красными. К тому же свои первые шаги в качестве руководителя команды автогонщиков он сделал в Alfa Romeo, чьи автомобили тоже были красными. Со временем под брендом Ferrari было создано большое количество спортивных авто и суперкаров, а впоследствии у легендарной марки появился и свой уникальный цвет Rosso Corsa («красный гоночный»). Заметим, что сейчас Ferrari и Alfa Romeo входят в состав концерна FIAT, и каждый из них, как и раньше, предпочитает красный цвет.

А вот Феруччо Ламборгини, хотя и жил по соседству с производителем Ferrari, пошел другим путем. Кстати, их вечное соперничество с Энцо породило множество домыслов. Так, поговаривают, что Энцо, якобы, не пустил Феруччо на порог своего кабинета, когда тот пришел с претензией относительно работы тормозов своей Ferrari 250 GT. После этой ссоры Ламборгини принял решение о создании собственной автомобильной марки, хотя в то время он уже занимался производством сельскохозяйственной техники. Логотип новой марки состоял из геральдического щита, на котором был изображен бык – Феруччо родился под знаком Тельца, хотя, возможно, такое сходство с эмблемой Ferrari было своеобразной местью Энцо. Изначально логотип был черно-белый.

При этом факт появления всем известного Lamborghini в желтом цвете до сих пор остается загадкой, ведь именно желтый стал тем фирменным цветом, по которому узнают бренд. Возможно, это как-то связано с тем цветом, который когда-то был закреплен за итальянцами в автогонках. Хотя это маловероятно, ведь год основания марки -1963-й, и к тому времени о первоначальном распределении цветов между странами-участницами уже давно забыли, к тому же автомобили Ламборгини принципиально не участвовали в гонках (затмить Феррари задумывалось только на обычных дорогах).Lamborghini Miura ‘1966–1968

Успех пришел к Lamborghini с выпуском первой желтенькой Miura в 1965 году, на которой красовался знакомый нам логотип – золотой бык на черном фоне. Возможно, именно поэтому кузов был покрашен в желтый цвет? Как известно, в названиях моделей Lamborghini обычно используются клички быков, прославившихся на корриде. Так вот, «миура» – это порода весьма свирепых парнокопытных. Подтверждает предположение о желто-золотом быке и Стефан Вилькельман, руководивший Lamborghini в течение 16 лет (в 2016 году он возглавил спортивное подразделение в Audi): «Базовые цвета Lamborghini — это зеленый, оранжевый, а также желтый и черный, ведь это цвета логотипа — черного щита с золотым быком».

Есть еще одна версия, связанная с городом Модена, в котором расположен центральный офис компании Ferrari, откуда Энцо Феррари якобы прогнал своего будущего конкурента. Так вот, желтый – это символический цвет этого города.

К слову, участие Lamborghini в гонках (в том числе и вполне удачные) – это дело рук частных команд, сама же марка производит только дорожные авто. Правда, однажды компания Lamborghini все же участвовала в гонках: в 1991 году ее работники нарушили завет Феруччо Ламборгини, выставив на чемпионат команду под названием Scuderia Modena Lamborghini. Интересно, что штаб команды располагался не в Болонье, родной провинции марки, а в Модене, откуда родом Ferrari. Однако особых результатов команда не достигла, просуществовав всего один сезон.

Но чем же завершилось национальное присвоение цветов? Все просто: дабы различать команды ввели дополнительные знаки – полоски, круги… Но самые известные две параллельные полосы, начинающиеся с носа автомобиля, принадлежат американцам. Есть предположение, что такие «полосы вторжения» были на самолётах США во время Второй мировой. Но истории известны и непосредственные авторы этих полос.

Во время выступления на Ле-Мане в 1951 году командам из США назначили белый цвет как основной и синий – для выступающих деталей шасси. В послевоенное время такие детали уже не применялись, и менеджер Стэнли Сэджвик посоветовал пилоту Бриггсу Каннингэму нанести на свой белый болид две синие полосы от носа до кормы. Его соотечественники подхватили эту моду. Например, Кэролл Шэлби из Техаса наносил такие полоски на переделанные им Mustang и Cobra.Shelby Cobra ‘1964

К Shelby Mustang GT350 в дорожном исполнении две полосы предлагались как опция, а в прайс-листе официально разъяснялась необходимость их наличия – мол, они помогают пилоту ориентироваться на трассе во время большого задымления, в случае если впереди произошла авария. Сейчас такого рода полоски – это визитная карточка маслкаров, при этом автомобили Chevrolet отличаются тем, что в них полосы не наносятся на крышу.Shelby Mustang ‘1966

Появление полос на машинах как бы анонсировала эру «боевой раскраски» гоночных авто в автоспорте. Большие деньги заметно изменили мир гонок, и FIA дала добро на нанесение спонсорских логотипов на корпусы гоночных болидов, а также разрешила красить машины в корпоративные цвета партнёрских компаний спортивных команд. Эта эпоха отразилась и на палитре фирменных цветов дорожных автомобилей некоторых марок.