В 70-е годы на дизайнерской ниве BMW в качестве шеф-дизайнера трудился Поль Брак. С его подачи свет увидел довольно оригинальный на тот момент концепт-кар, получивший имя BMW Turbo Е25.

Данная концепция дала старт для разработки известной всему миру «М»-серии, а также подтолкнула отдел Motorsport на дальнейшее развитие. Помимо этого именно «турбо»-концепт стал первопроходцем и испытателем существующих по сей день защитных систем и отдельных технических элементов.

BMW Turbo Е25

BMW Turbo Е25

Показал концерн свое детище впервые на публике на церемонии открытия Олимпийских Игр 1972 года, проводившихся на территории Мюнхена. Немного позже осуществили показ и на парижском автошоу.

Концепция Turbo Е25 является уникальной разработкой, существовавшей исключительно в 2 экземплярах. Оба автомобиля на данный момент стоят в музеях BMW. Оранжевая версия выставлена на витринах Мюнхенского филиала, белая – в Спартанбурге. Авто из Мюнхена, кстати, не раз участвовало в показах различных выставок и мотор-шоу, на его собрате же производились множественные тесты вплоть до 1974 года (производилась доработка аэродинамики, шин и ABS).

Если говорить о создателе концепта, интересно, что Поль Брак также является автором эскиза «Мерседес» W198 300 SL Gullwing. Большое участие принял этот шеф-дизайнер и в проектах серий 3,5,6 и 7.

BMW Turbo Е25

BMW Turbo Е25

Компоновка автомобиля выполнена в среднемоторном факторе, посадка – низкая. Данные очертания пришли к баварцам из итальянских мастерских. Кузов концепта Turbo Е25 тоже, кстати, производился в Италии на мощностях Michelotti. Больше внимания привлекала конструктивная часть прототипа. Оба бампера были закреплены балками телескопического типа и оснащены энергопоглощающими зонами, заполненными пеной. Задний свет выполнен предельно просто, что было вызвано желанием повысить надежность и ударопрочность.

Мотор концепта имеет 4-цилиндровую двухтурбинную конструкцию объемом в 2 литра. Разместили его в задней части салона поперек. Именно этот двигатель стал первопроходцем на ниве турбированных силовых агрегатов от BMW. При разном давлении в турбинах мощность его составляла 200-280 лошадиных сил. За топливный впрыск отвечает Kugelfischer PL04. Цилиндры – двухклапанные, сжатие составило 1:6,8, что позволило снизить нагрузку на турбинную часть. Устранить вибрацию салона позволил монтаж силового агрегата на подрамной конструкции, оснащенной 4 подушками. Исполнение ходовой – заднеприводное, КПП – механика на 4 ступени. Тормозная система дисковая. С подрамником соединяется также и задний мост. Вес концепт-кара составил 1272 килограмма, максимальный разгон его – до 265 км/ч. «Сотню» авто развивало за 6,6 секунд.

В плане интерьерного исполнения данная модель также стала новаторской – именно в Е25 опробовали первые версии приборной панели, расположенной вокруг водителя. Также «Турбо» версия получила второй монитор по левую сторону от руля. На нем отображалось состояние тормозов и фар.