В 1944 году Госкомитет обороны СССР принял постановление о создании Минского автомобильного завода. С тех пор под маркой МАЗ было изготовлено много грузовых автомобилей, и о пяти самых необычных из них мы вам расскажем.

МАЗ 2000 «Перестройка»

Это первый и единственный в своем роде модульный грузовик. Этот автомобиль состоял из нескольких блоков, один из которых включал в себя двигатель, коробку передач, передний ведущий мост, подвеску и рулевое управление. При необходимости к нему можно было подключать другие подобные блоки, позволяющие увеличить длину и грузоподъемность грузовика до необходимого показателя. Автомобиль получил массу положительных оценок на международных выставках, но в серийное производство так и не попал. На сегодняшний день остатки первого прототипа пылятся на складе завода.МАЗ 2000 «Перестройка»

МАЗ-541

Это самый большой седан в мире с колесами от самосвала и танковым двигателем под капотом. Разрабатывалось это чудо автомобильной техники для конкретной цели – транспортировки реактивных пассажирских самолетов на взлетную полосу и обратно. То есть МАЗ-541 – это тягач для самолетов. Мощности танкового двигателя В-2 объемом 38,9 литра было вполне достаточно для того, чтобы перемещать самолеты массой до 85 тонн. Автомобиль имел полный привод, а передние и задние колеса были взяты у самосвала, однако из-за неравномерного распределения нагрузки задние оказались гораздо больше. Всего в 1956 году было выпущено три таких автомобиля. Идея их создания заключалась в том, чтобы произвести впечатление на иностранных туристов – для этого и понадобилось создать тягач, похожий на седан. Машины использовались до 1970 года, одна из них даже попала в кадр во время съемок документального фильма о самолете Ту-144.МАЗ-541

МАЗ 525 Троллейвоз ХТТУ Опытный

Эта машина стала результатом эксперимента по оснащению карьерного самосвала электрическим двигателем. За основу был взят МАЗ 525, который предназначался для карьерных работ, на него установили два электродвигателя суммарной мощностью 230 л.с. и специальные дуги, напоминающие «рога» троллейбуса, посредством которых машина получала электричество по проводам, натянутым по маршруту своего следования. Предполагалось, что эксплуатация троллейвоза позволит снизить стоимость перевозки грузов на 39%. Однако прокладка новых линий электропередачи оказалась очень затратной, поэтому от троллейвозов решили отказаться.МАЗ 525 Троллейвоз ХТТУ Опытный

МАЗ 7907

Это шасси, которое было выпущено в единственном экземпляре и не имеет аналогов в мире. Шасси, длина которого равна 30 м, а ширина 4,8 м, было установлено на специальное транспортное средство, которое приводилось в действие танковым газотурбинным двигателем мощностью 1250 л.с., имело 24 пары ведущих колес и передвигалось по пересеченной местности со скоростью 40 км/ч. Оно предназначалось для перевозки межконтинентального ракетного комплекса «Целина-2». Так получилось, что оружейники свернули работы над этим комплексом, и транспорт для него оказался не нужен. В 1995 году с помощью МАЗ 7907 было перевезен экскурсионный корабль массой 100 тонн и длиной 40 м. Больше данный тягач нигде не применялся, но он все еще в строю и ждет своего часа на складе завода-производителя.МАЗ 7907

МАЗ 6440РА

Это тягач-капотник, в котором двигатель установлен не сзади, как обычно, а спереди. Двигатель на 600 л.с. имеет восемь цилиндров и рабочий объем 18 литров. Автомобиль был выпущен в 2012 году, но его разработка так и осталась на стадии прототипа и не пошла в серийное производство. Дело в том, что в Европе максимальная длина автопоезда ограничена 16,5 метрами, поэтому тягачи-капотники там не любят из-за лишней длины машины. А вот в странах ЕАЭС максимальная длина ограничивается 20 м, и тут могли бы приобрести такой тягач ради более высокой мощности. Именно такую ставку и сделали в компании МАЗ, но она, к сожалению, себя не оправдала. Разработка так и осталась невостребованной, хотя МАЗ 6440РА был оснащен самым современным оборудованием, а 70% комплектующих были выпущены в Беларуси.МАЗ 6440РА