Выполнение поворота влево на перекрестке является очень распространенной причиной аварий. Ввиду некоторых нюансов дорожного движения и ПДД иногда достаточно трудно сказать, кто виноват в ДТП при повороте налево — сам поворачивающий или другой водитель. Разберем типовые случаи и правила, которые помогут избежать аварийной ситуации.Водитель за рулем

Требования ПДД

Свод правил дорожного движения хотя и не лишен спорных моментов, однако достаточно полно описывает принципы, которых должны придерживаться водители транспортных средств (ТС), выполняющие поворот налево или обгон того, кто поворачивает налево. Приведем основные из них.

Для тех, кто поворачивает:

  • Водитель обязательно должен заблаговременно при помощи включения «поворотника» подать другим участникам движения сигнал о том, что он собирается выполнить поворот налево.
  • При выполнении такого маневра автомобиль не должен создавать помеху для движения других машин.
  • Подача сигнала не наделяет водителя преимуществом движения и не избавляет его от необходимости придерживаться в ходе маневра правил безопасности.
  • Водитель транспорта (если он безрельсовый) должен уступить дорогу встречному транспорту, если тот движется прямо или выполняет поворот направо.

Для тех, кто обгоняет:

  • Перед началом обгона водитель должен убедиться: полоса, по которой он планирует совершать маневр, свободна в той степени, которая требуется для его выполнения.
  • Водитель должен удостовериться в том, что его маневр не помешает движению других транспортных средств.
  • Обгон запрещен в ситуации, когда водитель транспортного средства, которое планируется обогнать, подал сигнал о повороте налево.
  • Обгон запрещен, если автомобиль движется в рамках регулируемого или нерегулируемого перекрестка по дороге, которая не является главной.

ДТП при повороте на перекрестке

Перекресток дорог предполагает множество потенциально опасных схем движения. Особенно если речь идет об активном потоке транспорта разных видов, многополосности дорожного полотна, полном отсутствии светофора или той его секции, которая регулирует движение налево.

Поэтому ответить на вопрос, кто виноват в дорожно-транспортном происшествии на перекрестке при повороте налево, бывает крайне непросто. В числе возможных виновников аварии, помимо того водителя, который поворачивает в данном направлении, могут оказаться:Движение на перекрестке

  • Другой водитель, находящийся позади и также поворачивающий налево.
  • Люди, которые пересекают дорогу, расположенную перед перекрестком или слева от него. Например, пешеходы, которые пытаются успеть перебежать по «зебре» уже после того, как на светофоре загорелся красный. Или велосипедисты, которые выскакивают на переход, не спешившись со своего транспортного средства.

Во многих случаях аварии возникают в силу таких обстоятельств:

  • Одна или несколько сторон не заметили другого участника движения. Например, при одновременном параллельном повороте нескольких ТС водитель крайнего авто может не заметить пешехода, которого скрывают соседние машины.
  • Действия одной/нескольких сторон были неправильно поняты. Например, один водитель решил на перекрестке развернуться, а следующий по этой же полосе за ним автомобилист решил, что первый пойдет на поворот, и продолжил свой маневр налево.
  • Не была выдержана полосность движения.
  • Поворачивало несколько машин, которые двигались друг за другом, не оставив места для прохождения встречного транспорта.
  • Два водителя поворачивают одновременно, двигаясь параллельно друг другу, там, где поворот разрешен только из одной полосы.
  • Один/несколько участников движения попытались «успеть прорваться» в нужном направлении.

В большинстве случаев разбор ДТП на перекрестке при повороте налево невозможен без детальной трасологической и дорожной экспертиз.

ДТП при обгоне поворачивающего

Чаще всего ДТП при обгоне и повороте налево случается по следующим причинам:

  • Водитель, идущий на поворот, оповещает о своем маневре чуть ли не за секунду до начала его выполнения.
  • Водитель, собравшийся повернуть влево, начинает выполнять маневр, не обратив внимание на происходящее позади себя. Он не замечает транспортное средство, которое уже полным ходом идет на обгон.
  • Водитель, следующий за поворачивающим автомобилем, уже набрал большую скорость для обгона и не успевает ее сбросить, чтобы избежать столкновения с поворачивающей машиной.
  • Водитель, идущий на обгон, пытается успеть обойти поворачивающего влево автомобилиста и сталкивается с идущим навстречу транспортным средством. Это может случиться, например, из-за неправильной оценки скоростей своего и встречного авто. Или из-за неосведомленности водителя о преимуществе движения встречного транспорта. О возможных мерах наказания можно прочитать в статье “Штраф за обгон“.
  • Авто, выполняющее обгон, набирает слишком высокую скорость и не успевает затормозить перед пешеходным переходом, находящимся прямо за перекрестком.

Столкновение на перекрестке

Как избежать

Логика профилактики аварий при выполнении левого поворота или обгона такая же, как и для любых других схем движения, — нужно соблюдать ПДД. Кроме этого, водителям, вне зависимости от того, какой маневр они собираются выполнить, важно:

  • Внимательно следить за другими участниками движения и уметь на интуитивном уровне распознавать их намерения.
  • Допускать возможность совершения другими участниками движения ошибок.
  • Уметь правильно соотносить действия другого водителя с его фактическими возможностями в конкретной ситуации.
  • Помнить негласное правило всех автомобилистов под названием «Три Д».

Например, если авто, которое вроде бы пошло на левый поворот, на середине перекрестка вдруг начинает останавливаться и мешкает с маневром, то, скорее всего, его водитель собирается сделать разворот либо пропускает встречный транспорт. Нужно понять это, чтобы не попасть в ДТП.

Другой пример — вы собираетесь повернуть и вовремя подали соответствующий сигнал, но видите, что машина позади вас по какой-то причине уже набрала скорость для обгона и не успеет сбросить ее до того, как вы начнете маневр. В этом случае вам следует немного притормозить и пропустить данное транспортное средство, выполнив поворот на пару секунд позже. То есть вы уступите другому водителю право проезда, чтобы избежать аварии.

Кроме этого, каждый водитель должен знать, как вести себя в случае, если авария все же произошла. Информацию по этой теме вы найдете в следующем материале: Что делать при ДТП?

Как вести себя при ДТП? Что делать при ДТП? Порядок действий: Видео