Автомобиль  – это источник повышенной опасности. Эффективной защитой от различных столкновений является подушка безопасности (airbag). Она срабатывает при получении аварийного сигнала. Раскрываясь, приспособление смягчает удар.  Рекомендуется знать, как действует airbag, поскольку бывали случаи, когда подушка травмировала водителя и пассажиров.

Подушка безопасности

Назначение подушки безопасности

Автомобиль – комплексный механизм. Каждый компонент в нём играет определенную роль. В современной машине обязательно наличие подушек безопасности (airbag). Однако срабатывают они только при столкновении.

Основная функция защитной оболочки – смягчить удар водителя и пассажиров о панель, стекла и детали салона.

При любом столкновении людей, которые находятся в транспорте, кидает вперед. Из-за этого они могут серьезно пострадать, ударившись о руль, приборный щиток или лобовое стекло. В момент удара аэрбег срабатывает и появляется из рулевого колеса или панели, моментально наполняется азотом, обеспечивая защиту человека. Схема подушки безопасности достаточно сложная. Она включает специальные датчики, нагнетательное устройство и другие компоненты.

Главное назначение технологии “Аирбег” – принять на себя основную энергию от удара. После этого подушка отпадает, чтобы люди могли покинуть салон. При этом не стоит забывать, что при передвижении на авто водитель и пассажиры должны быть пристегнуты ремнями.

Сколько подушек безопасности в наличии, зависит от модели машины. В среднем их 4. Максимальное количество – 12 штук.

Принцип функционирования

Airbag – это эластичная оболочка, наполненная газом, газогенератор и система управления. Само изделие изготавливается из нейлоновой ткани. Для смазки подушек безопасности используют тальк или крахмал, которые хорошо заметны при столкновении машины. Газогенератор наполняет airbag газом. Благодаря его воздействию формируется модуль изделия. Разберем детальнее принцип работы оборудования.

Принцип работы подушки безопасностиПо способу газообразования газогенераторы бывают твердотопливные и гибридные. Первые состоят из корпуса, пиропатрона и заряда твердого топлива. Эти компоненты связаны между собой. Пиропатрон для подушки безопасности (инфлятор) отвечает за воспламенение топлива, за счет этого образуется азот.

Гибридный газогенератор состоит из корпуса, пиропатрона, заряда твердого топлива и газового заряда под высоким давлением. Оболочка наполняется сжатым газом, который освобождается с помощью выталкивающей энергии твердого топлива.

Система объединяет датчики удара, блок управления подушками безопасности и исполнительное устройство. Подушки активируются при ударе. В зависимости от его направления открывается определенная airbag . Если сила удара выше заданного уровня, датчики передают сигнал на блок управления. Происходит мгновенный анализ того, стоит ли открывать и другие подушки. Защитная оболочка – одноразовое устройство. В случае возгорания автомобиля активируется каждая airbag.

Когда раскрываются подушки

Разберемся детальнее в том, при каком ударе срабатывают подушки безопасности. Фронтальная  airbag активируется при следующих условиях:

  • Превышена сила лобового удара заданного уровня.
  • Совершен наезд на твердый прочный предмет (бордюр, край тротуара и так далее).
  • Жесткое приземление после прыжка.
  • Падение машины.
  • Косой удар в переднюю часть авто.

Теперь рассмотрим, как работает подушка безопасности.

Главное условие для срабатывания защитной системы – механическое воздействие на машину. Нередко одного сильного удара хватает, чтобы открылось сразу несколько баллонов.

Открытие подушки безопасностиАлгоритмы активации airbag постепенно совершенствуются, становятся сложнее. Учитываются скорость движения транспортного средства (ТС), его замедление, вес пассажира, расположение человека в салоне, использование ремня безопасности.

Индикаторы столкновения

Датчики столкновения – один из важнейших компонентов в устройстве airbag. Такие индикаторы обычно установлены в передней части авто (внутри и снаружи). Датчики airbag бывают:

  • ударные – оценивают удар в кузов машины;
  • сиденья пассажира – измеряют незанятость сиденья, чтобы исключить срабатывание соответствующей пневмоподушки.

Датчик удара подушек безопасности оценивает силу удара, резкого замедления движения и передает сигнал на блок управления. То есть с его помощью определяется необходимость активации системы защиты.

Тесно с индикаторами взаимодействует блок управления (диагностики). Он отвечает за активацию системы и открытие airbag. Плюс прибор сигнализирует водителю о необходимости провести техническое обслуживание воздушных баллонов. Блок управления начинает работать при включенном зажигании машины.

Безопасное использование системы

Сила удара подушки безопасности может стать причиной травмирования водител и пассажиров. Поэтому система эффективна, только если используются ремни безопасности. Об этом эксперты говорили, когда подушки еще только начали устанавливаться на авто. Раньше airbag активировались при столкновении лоб в лоб на скорости выше 5 км/ч. От ударов сзади и сбоку могли спасти только ремни (сейчас уже устанавливаются боковые баллоны).

Несмотря на технологический прогресс, соблюдать определенные правила эксплуатации авто крайне необходимо. Как показали эксперименты, даже муляж подушки безопасности может нанести травму человеку, если он близко сидит. Исследователи выяснили, что зона риска для водителя составляет 5-8 см от места срабатывания airbag. Поэтому лучше расположиться на расстоянии примерно 25 см.

Вышеуказанное расстояние нужно измерять от центра руля до грудины водителя. Затем следует:

  1. Отодвинуть сиденье назад, не в ущерб комфортному использованию педалей.
  2. Немного изменить наклон спинки кресла.
  3. Отрегулировать положение руля, направить airbag на грудь, а не на голову или шею.

Определенные правила существуют и для детей, ведь удар подушкой безопасности достаточно сильный. Например, ребенок должен ехать пристегнутым в специальном кресле, выбранном с учетом возраста, и т. д.

Разновидности airbag

Разновидности подушек безопасностиВ интернете часто встречается вопрос, какие бывают подушки безопасности. В современных авто устанавливается несколько защитных воздушных баллонов, расположенных в разных местах салона. Различают следующие виды airbag:

  • фронтальная,
  • боковая,
  • головная,
  • коленная,
  • центральная.

Интересно, что производители, например, Volvo, оснащают свои автомобили даже подушкой безопасности для пешеходов. Она расположена под капотом и выстреливает, приподнимая его и почти полностью закрывая лобовое стекло. Такая airbag способна защитить человека от черепно-мозговой травмы.

Для водителя

Впервые фронтальные подушки  безопасности были использованы на машинах Mercedes-Benz в 1981 году. Они устанавливаются напротив водителя и пассажира на переднем кресле. Воздушный баллон защищает от лобового столкновения. Важно правильно определить расстояние между водителем и рулевым колесом, чтобы фронтальная airbag не нанесла серьезных травм. При необходимости срабатывание воздушного баллона можно отключить.

Также в 1996 на автомобилях KIA появилась коленная подушка безопасности водителя. Она защищает колени и голени. Располагается под рулем. В некоторых моделях под бардачком устанавливается коленный воздушный баллон для пассажира, сидящего впереди.

Для пассажиров

Боковые подушки безопасности позволяют снизить риск нанесения травм тазу, грудной клетке и брюшной полости. Впервые такую технологию на свои авто установила компания Volvo в 1994 году. Боковая airbag, как правило, находится в спинке переднего кресла. Некоторые производители устанавливают боковой воздушный баллон на задних сиденьях.

Головные подушки безопасности (их ещё называют шторки) призваны защитить голову при боковом столкновении. Впервые они появились в 1998 году благодаря компании Toyota. В зависимости от модели шторки безопасности пассажира крепятся в передней части крыши или между стойками в задней ее части.

Проверка подушек безопасности на исправность

Крайне важно знать, что система защиты людей в авто находится в исправном состоянии. Не исключено, что потребуется замена подушек безопасности.

В первую очередь нужно определить, где находятся защитные воздушные баллоны. Это легко сделать по надписи SRS или Airbag на заглушках, за которыми они закреплены. Проще всего убедиться, что защитные подушки в авто есть, сняв с руля специальную накладку. Но на этом проверка не заканчивается. Нужно ещё удостовериться, что устройство подушки безопасности в порядке.

Проверку защитной оболочки лучше доверить специалистам. Но можно и самостоятельно проанализировать состояние защитного воздушного баллона. Если на оболочке есть повреждения, рекомендуется обратиться в автосервис. Скорость вылета подушки безопасности достаточно высокая, так что лучше лишний раз убедиться, что система функционирует надежно.

Если подушки безопасности сработали

Сработала подушка безопасностиИногда защитные оболочки открываются внезапно. В таких случаях главное не паниковать и действовать пошагово. Это позволит сэкономить на дальнейшей замене воздушного баллона. Если есть возможность, лучше не решать проблему радикально (резать изделие, отрывать). Итак, что делать, если сработали подушки безопасности:

  1. Нужно сложить мешок и затолкать его обратно в крышку. Полностью это сделать не удастся, главное – получить доступ к рулю.
  2. При необходимости купить скотч и проклеить сверху плотно сложенный мешок.
  3. Заблокированные ремни по возможности нужно сложить. Также механизм можно разблокировать, отрезав пиропатрон.

Дальнейшие действия в обязательном порядке доверяются профессионалам. Практически всегда возможно восстановление подушек безопасности.

Водители спрашивают

При всей своей эффективности  airbag не могут заменить ремни безопасности. Однако еще немало водителей ездят не пристегиваясь. Важно понимать, что при аварии и неиспользовании ремней безопасности защитная оболочка может превратиться в смертельно опасного врага. При столкновении она вылетает со скоростью 200-300 километров в час. На вопрос, срабатывают ли подушки безопасности при непристегнутом ремне, однозначный ответ дать трудно. Все зависит от модели авто. В более новых машинах airbag может не раскрыться, но в старых ТС часто все бывает наоборот. В такой ситуации водитель или пассажиры могут получить более сильный удар, чем от столкновения с рулем или приборной панелью.

С середины 1990-х многие производители автомобилей перешли на бессрочное использование воздушных баллонов безопасности. По факту защитная оболочка эффективна, пока машина работает исправно. Так что срок службы подушек безопасности всё же не бесконечен. Во многих ТС установлена электронная система, которая самостоятельно диагностирует состояние airbag и информирует водителя о возникших проблемах.

Защитные баллоны раскрываются при определенных условиях. Датчики реагируют на удар или на собственную деформацию. Водители часто спрашивают, при какой скорости срабатывают подушки безопасности. В среднем при 20-30 км/ч и более (угол столкновения – до 30 градусов).

Подводим итог

Столкновение при аварии может стать фатальным для водителя и пассажиров. Подушка безопасности должна смягчить удар и тем самым сохранить жизнь и здоровье людей. Современные технологии стремительно движутся вперёд. В настоящее время в салонах машин уже устанавливаются защитные оболочки впереди, сверху, по бокам, снизу и даже снаружи авто.