Скорость, с которой появляется новое количество автомобилей на российских дорогах, с каждым днем нарастает, что сулит новые аварии, заторы и отсутствие взаимопонимания между водителями, ГИБДД и страховыми компаниями. Одним из таких примеров вполне можно считать бесконтактное ДТП. Судебная практика показывает, что получить компенсацию нанесенного ущерба в результате такого происшествия можно только на основании искового заявления.Повреждение после ДТП

Что подразумевает термин «бесконтактное»

С первого взгляда может показаться, что термин, используемый в практике дорожных происшествий, имеет довольно противоречивый смысл. В реальности же все предельно просто. Отойдя от канцелярского языка можно сказать так: данная разновидность дорожного происшествия является результатом нарушения правил движения на дороге одним участником, что заставляет другого предпринять действия, которые причиняют вред третьему – стороннему – лицу. При этом отсутствует непосредственный контакт транспортных средств.

Довольно распространенным является мнение, что такая схема обычно используется мошенниками, которые намерены получить выплаты от страховщика не вполне законным способом. Именно по этой причине каждый такой случай вызывает множество подозрений и нередко рассматривается с особым пристрастием.

Примеры

Для наглядности следует рассмотреть несколько примеров. Чаще всего приходится наблюдать такую картину: автомобиль движется по главной дороге в нужной ему полосе, другой же, приближающийся к нему по «встречке», неожиданно маневрирует влево, что заставляет первую машину уйти на встречную полосу или совершить резкий съезд вправо. Результатом этого становится столкновение с посторонним предметом, скажем, деревом или зданием. Еще одним примером такой аварии можно считать следующий: ваш автомобиль следует по дорожной полосе вслед за другим транспортным средством, которое перевозит габаритный груз. Из-за неправильного крепления какая-то часть груза выпадает из машины и падает под колеса движущегося за ней автомобиля или, что самое неприятное, летит ему в лобовое стекло. Таким образом, можно сказать, что как такового контакта транспортных средств не произошло, но машина, следовавшая за виновником происшествия, все же пострадала.

Действия водителя

Тот факт, что пострадавшая сторона является жертвой, вовсе не говорит о том, что с нее снимается полная ответственность за инцидент. Существует некоторый порядок действий, которые потерпевшему необходимо предпринять, чтобы максимально исключить свою вину.

Здесь можно узнать подробнее, что делать при ДТП.  

  1. Остановить автомобиль, включить знак аварийной ситуации и выставить на дорогу соответствующий знак.
  2. Вызвать дорожную полицию.
  3. Сделать снимки всех причастных к дорожному инциденту предметов. Убедиться, что в момент аварии видеорегистратор был включен.

Диагностика автоЗдесь можно узнать подробнее, что делать при ДТП. Единственное, чего делать нельзя, – покидать место аварии. Откажитесь от намерения преследовать нарушителя. Проведите все перечисленные выше действия и уберите ваш автомобиль с полосы, если он мешает проезду других участников движения. Не забывайте, что, согласно ПДД, водитель, скрывшийся с места происшествия, несет ответственность за подобные действия, даже если он является пострадавшей стороной.

Как оформить происшествие

Авария такого порядка, согласно правилам, должна быть оформлена, как и любое другое происшествие, если вы хотите, чтобы страховая компания все же возместила ущерб. В целом процедура мало чем отличается от контактного ДТП. Здесь можно найти подробный материал на тему: Оформление ДТП.

Особое значение в этом случае имеют действия прибывшего на место аварии представителя ГИБДД.

Инспектор обязан зафиксировать исчерпывающую картину случившегося в схеме аварии. Задача пострадавшего настоять на том, чтобы в ней были отображены действия виновника, обозначено расстояние между объектами и места расположения всех участников происшествия.

Это позволит в дальнейшем без труда установить, по чьей вине был нанесен ущерб.

Получение страховки

Первое, что интересует водителя, попавшего в такую неприятность, – существует ли вероятность получить компенсацию по ОСАГО при бесконтактном ДТП. Осложняется ситуация тем, что автомобиль виновника остался неповрежденным. Кроме того, последний часто покидает место аварии, что также может осложнить процесс. Хотя существует масса случаев, когда разбирательство заходит в тупик, даже если виновный остался на месте событий. Здесь можно узнать детально, в каких случаях положены выплаты при ДТП при ОСАГО.Служба ДПС Сразу же стоит оговорить: рассчитывать на возмещение ущерба пострадавший сможет только в том случае, если специальная экспертиза установит, что жертва действий водителя другого транспортного средства не имела никаких возможностей предотвратить аварию. Иными словами, пострадавшему водителю придется доказать наличие причинно-следственной связи между маневрами виновника и их результатом. При этом касается данный факт как владельцев полиса ОСАГО, так и тех, кто застрахован по системе КАСКО. По ссылке можно узнать, какие должен предпринять водитель действия при ДТП по КАСКО.

В итоге проведенных мероприятий у вас на руках должен оказаться протокол аварии, ее схема и справка, выданная сотрудником полиции. Со всем этим пакетом бумаг вы и будете обращаться к страховщику

Если же доказать вину водителя первого автомобиля не удастся, тогда все расходы по оплате ущерба третьему лицу, а, соответственно, и ремонт собственного транспортного средства, полностью возлагаются на плечи пострадавшего участника движения. Но обосновать вину обычно удается только через суд.

Примеры судебной практики

Приведем несколько примеров прямого урегулирования бесконтактного ДТП из судебной практики. Случай первый. Владелец автомобиля Opel обратился с исковым заявлением в суд с целью оспорить вынесенное решение об отсутствии страхового случая. Суть аварии заключалась в следующем: грузовой автомобиль MAN в результате маневров своим прицепом зацепил большую ветку, которая причинила вред стоявшему поблизости автомобилю Opel.ДТП В свою очередь, страховая компания отказалась оплачивать ремонт пострадавшего транспортного средства, ссылаясь на то, что его владелец мог предвидеть последствия и не оставлять машину под опасно нависшей веткой. Суд опроверг доводы об отсутствии страхового случая, поскольку причиной происшествия стали маневры автомобиля MAN, что и повлекло нанесение повреждений. Согласно решению судебной инстанции, бесконтактная авария не может служить причиной отказа в выплате страховки, а потому страховщика обязали произвести все надлежащие выплаты. Судебная практика по бесконтактному ДТП обычно имеет дело с отказом страховой выплачивать пострадавшему компенсацию. Еще один такой пример можно рассмотреть на попытке получить компенсацию владельцем автомобиля, который въехал в дорожное ограждение в результате маневров другого автомобиля. Так, истец обратился в суд по причине отказа страховой компании компенсировать ущерб. В протоколе происшествия сотрудник ГИБДД не зафиксировал, что вина полностью возложена на водителя, совершавшего неправомерный маневр, но указал, что пострадавший водитель не учел метеорологические условия и не снизил скорость в нужный момент.Написание заявления По инициативе заявителя, однако, была проведена независимая экспертиза, которая установила, что на момент аварии владелец данного автомобиля не имел технических возможностей избежать столкновения с дорожным ограждением или снизить скорость, чтобы этого не произошло. Таким образом, суд постановил, что ответчик, то есть страховая компания, должна возместить не только сумму страховки, но и моральный ущерб, а также иные расходы, связанные с судебным разбирательством. На самом деле случаи, случаи, когда суд выносит решение, что вина участников ДТП являлась обоюдной, нередки. В таком случае сумма страхового возмещения может быть существенно снижена. А потому в момент фиксации обстоятельств аварии необходимо внимательно следить, чтобы все факторы были учтены.

Бесконтактное ДТП: Видео